Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия

Педагогическая и коммуникативная задачи. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения бесчисленно­го множества стандартных и нестандартных педагогических задач, на решение которых и направлено педагогическое взаимодейст­вие. Обязательными компонентами педагогической задачи явля­ются исходное состояние предмета и желаемая модель конечного состояния. Предметом педагогической задачи могут выступать знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.п., т.е. все те характеристики, которые подвержены количест­венным и качественным изменениям.

Например, при возникновении педагогической задачи объясне­ния нового материала педагог анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах реше­ния педагогических задач педагог использует и адекватную им сис­тему общения, через которую и организуется педагогическое взаи­модействие. Поэтому одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная (задача общения).

В этой связи педагогическая деятельность может быть представ­лена и как длинный ряд коммуникативных задач, меняющихся, раз­вивающихся и предполагающих организацию педагогического взаимодействия, адекватного этим задачам.

Итак, практическая реализация избранных методов педагоги­ческого воздействия осуществляется непосредственно через обще­ние. В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия - student2.ru

Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как ком­понент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности не­осознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инстру­ментальными компонентами педагогического взаимодействия.

Принято различать общие коммуникативные задачи пред­стоящей деятельности, которые, как правило, планируются за­ранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.

Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено сле­дующими разновидностями: собственно повествование, сообще­ние, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение может иметь следующие виды: приказ, команда, требование, приказание, предупрежде­ние, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, при­зыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба (Артемов В. А., Бельский А.В.).

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия пе­дагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.

Стадии коммуникации. В соответствии с логикой педагогиче­ского взаимодействия выделим стадии коммуникации:

- моделирование педагогом предстоящего общения с учащи­мися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогиче­ской задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения);

- организация непосредственного общения с учащимися;

- управление общением в ходе педагогического взаимодействия;

- анализ результатов общения и моделирование новой педаго­гической задачи.

Названные стадии коммуникации характеризуют поэтапное развертывание процесса педагогического взаимодействия.

1. Моделирование. На этом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, со­ответствующего педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Необходимым элементом моделирования предстоящего взаи­модействия является предвидение возможной психологической атмосферы, например на уроке, выбор средств достижения эмо­ционального отклика взаимодействующих субъектов. Это, в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимо­действия, позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

2. Организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь неко­торое преимущество в управлении общением. Этот этап предпола­гает умение ориентироваться в условиях предстоящего общения: продумать стиль общения с учащимися; мысленно восстановить опыт общения с данным классом; уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях.

Здесь конкретизируется и объект общения. Обычно в качестве объекта общения выступает класс в целом. Однако в зависимости от конкретных педагогических задач коммуникативное внимание педагога может сосредоточиваться на группе детей или на от­дельном ученике.

Важным моментом этого этапа является привлечение педаго­гом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с клас­сом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

3. Управление общением, которое складывается из уточнения усло­вий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.

4. Анализ результатовосуществленного взаимодействия. Эта стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении, которая может быть содержательной и эмоциональной. Содер­жательная обратная связь дает информацию о степени усвоения преподаваемого материала. Она осуществляется с помощью во­просов, экспресс-опросов, фронтальных опросов и т.д.

Представленная логика педагогического взаимодействия в ре­альной педагогической деятельности может быть не всегда такой. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными.

Коммуникативная культура педагога. Успешность педагогиче­ского взаимодействия зависит от уровня коммуникативной куль­туры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной культуры педа­гога приводит нередко к авторитарному стилю общения, воз­никновению частых межличностных конфликтов, напряженно­сти в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемо­сти, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполни­мым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведе­нию школьников (Левитан К. М., 1994).

Основу коммуникативной культуры педагога составляет об­щительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общи­тельности является показателем достаточно высокого коммуни­кативного потенциала.

Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуника­бельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельно­стью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовле­творения от своей деятельности в целом.

В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики прежде всего высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочув­ствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточ­но быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.

С.Л.Рубинштейн (1946), предлагая стратегию успеха общения, отмечал, что наше отношение к другому человеку должно обезо­ружить его дурные намерения, демобилизовать их, поставить его в такие моральные условия, при которых лишаются почвы, моти­ва его дурные поступки.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоцио­нальный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция, т.е. понимание психологиче­ского состояния ученика по внешним признакам, умение «подавать себя» в общении с учащимися, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

- умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

- умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;

- умения находить адекватные средства для передачи этого со­держания (верный тон, нужные слова и т.д.);

- умения обеспечивать обратную связь.

Различают вербальные и невербальные способы педагогиче­ского взаимодействия. На долю вербальной (словесной) коммуни­кации падает основная часть профессионально значимой и необ­ходимой нагрузки.

Однако эффективность педагогического взаимодействия зави­сит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией. Если у учителя сформирована наблюдательность, то от его взгляда не ускользнет погрустневшее лицо обычно веселого уче­ника, стремление ряда учеников избежать встречи со взглядом учителя, «отсутствующее» выражение на лице, невнимательность к тому, что происходит на уроке.

Общение педагога с учащимися может быть эффективным в том случае, если оно хорошо продумано с точки зрения приме­няемых психологических способов и механизмов воздействия. Например, эффективными являются воздействие через авторитет учителя и сохранение «интимности» общения, позволяющей вза­имно согласовывать его по типу направленности и социальной техники. Большое значение имеет умение подать себя, или само­презентация учителя. Это помогает учащимся создать образ учи­теля, смоделировать адекватное взаимодействие.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика) и перцептивных (умение понять состояние ученика, установить с ним контакт, составить его адек­ватный образ и т.д.) способностей.

Овладеть технологической стороной коммуникативной куль­туры (техникой общения) можно с помощью специальных упраж­нений. Наиболее эффективны упражнения, составляющие часть коммуникативного тренинга педагога.

Наши рекомендации