С фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Структура дефекта при ФФНР характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.
Характеристика детей с дизартрией
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата.
Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная), нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.
Содержательный раздел
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным взаимосвязанным направлениям:
Диагностическое направление
Цель:выявление детей с нарушениями речи.
Задачи:
1. Обследовать детей М_ДОУ (возраст обследуемых регламентируется Положением о логопедическом пункте М_ДОУ).
2. Определить структуру речевого дефекта у детей с нарушениями речи.
Этапы проведения мониторинга:
1. Логопедическое обследование детей М_ДОУ: (сроки определяются в соответствии с Положением о логопедическом пункте М_ДОУ).
Цель: выявление детей, подлежащих зачислению на логопедический пункт.
Методы диагностики:
1) сбор анамнестических данных;
2) изучение медицинской и педагогической документации;
3) наблюдение за ребенком в процессе режимных моментов;
4) выполнение специальных диагностических заданий, направленных на выявление нарушений:
- в состоянии артикуляционного аппарата (строение, моторика).
- в состоянии звукопроизношения.
- в звуко-слоговой структуре слов.
- в состоянии фонематических функций: фонематический анализ и синтез.
- в слуховой дифференциации, слухо-произносительной дифференциации, фонематических представлений.
2. Углубленное логопедическое обследование детей для определения дальнейшего образовательного маршрута (сроки определяются в соответствии с Положением о логопедическом пункте М_ДОУ):
Цель: выявление детей, подлежащих обследованию специалистами ТПМПК
Методы диагностики:
1) сбор анамнестических данных;
2) изучение медицинской и педагогической документации;
3) наблюдение за ребенком в процессе сопровождения режимных моментов;
4) выполнение специальных диагностических заданий, направленных на выявление нарушений:
- в состоянии артикуляционного аппарата (строение, моторика);
- в общем звучании речи (темп, внятность);
- в состоянии звукопроизношения;
- в звуко-слоговой структуре слов;
- в состоянии фонематических функций: фонематический анализ и синтез;
- в слуховой дифференциации, слухо-произносительной дифференциации, фонематических представлений;
- в состоянии лексики;
- в состоянии грамматического строя речи (наличие аграмматизмов, типы употребляемых предложений);
- в состоянии связной речи.
3. Логопедическое обследование детей М_ДОУ (сроки определяются в соответствии с Положением о логопедическом пункте М_ДОУ).
Цель: выявление динамики речевого развития детей ДОУ.
Методы диагностики:
Выполнение специальных диагностических заданий, направленных на выявление нарушений:
- в состоянии звукопроизношения;
- в звуко-слоговой структуре слов;
- в состоянии фонематических функций: фонематический анализ и синтез;
- в слуховой дифференциации, слухо-произносительной дифференциации, фонематических представлений.
2.2. Коррекционно-развивающее направление, в рамках образовательной области «Речевое развитие»
Цель: формирование полноценной фонетико-фонематической системы языка.
Разделы:
1. Развитие общих речевых навыков.
Задача: формировать четкие, координированные движения органов дыхания и речевого аппарата, интонационную выразительность речи.
2. Формирование навыков правильного звукопроизношения.
Задача: формировать правильное звукопроизношение посредством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, непосредственной постановки звуков, их автоматизации и дифференциация звуков.
3. Работа над слоговой структурой слова.
Задача: формировать умение воспроизводить слова с различной слоговой структурой.
4. Формирование фонематических представлений.
Задача: развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
Форма работы | Количество детей на занятии | Время |
Индивидуальная | 15-20 минут | |
Подгрупповая | 2-6 | 25 минут – старшая группа 30 минут – подготовительная к школе группа |
Необходимость подгрупповой работы определяется учителем-логопедом. Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Занятия строятся в соответствии с этапом логопедической работы:
Этап | Цель |
1) подготовительный | подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Данный этап предполагает реализацию следующих направлений работы: развитие подвижности органов артикуляции; отработку опорных звуков; развитие фонематических процессов. |
2) формирование первичных произносительных умений и навыков | формирование первоначального умения правильно произносить нарушенный звук; осуществляется постановка звука; его автоматизация в слогах, словах, предложениях; дифференциация звуков. |
3) формирования коммуникативных умений и навыков | формирование умений и навыков безошибочно употреблять поставленные звуки во всех ситуациях общения. |
2.3. Перспективное планирование коррекционной работы с детьми подготовительной к школе группы
(ФНР, ФФНР)
I этап обучения