Методология педагогической науки. Методологический аппарат педагогического исследования.

Методология педагогической науки. Методологический аппарат педагогического исследования.

Любое научно-педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Программа научно-педагогического исследования, как правило, имеет два раздела:

1. методологический -включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы.
2. процедурный - раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Любая научная работа начинается с введения. Введение в квалификационное исследование, к числу которых причисляются также студенческие курсовые и дипломные работы, характеризуется более жёсткой структурой. Введение начинается с обоснования актуальности, а далее определяются следующие основные моменты такие, как противоречие, проблема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования.

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.

На сегодняшний день понятия «компетенция» и «компетентность» понимаются следующим образом:

Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи, в работах которых раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

- управленческий аспект, как преподаватель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

- психологический аспект, как влияет личность преподавателя на студентов, как педагог учитывает индивидуальные способности студентов;

- педагогический аспект, с помощью, каких форм и методов преподаватель ведет обучение.

Обобщая определения профессиональной компетентности, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность преподавателя ВУЗА – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Обязанности куратора

Куратор обязан:

§ способствовать созданию в студенческой группе здорового морально-психологического климата, установлению нормальных отношений между студентами и преподавателями, сотрудниками университета;

§ помогать группе в формировании студенческого коллектива, выработке положительных ценностных ориентаций у студентов, направленных на получение знаний, повышения своего общего культурного уровня, ведение здорового образа жизни и т.п.;

§ проводить индивидуальную воспитательную работу со студентами группы, выяснять состояние их дисциплины и обучения, условия проживания, заботиться и оказывать возможную помощь студентам в решении тех проблем, которые зависят от университета;

§ устанавливать и поддерживать связи с родителями студентов. Своевременно их информировать о состоянии академической успеваемости и проблемах, которые могут возникнуть в студенческой жизни их детей и решение которых потребует помощи родителей;

§ проводить мероприятия организационной и воспитательной работы в студенческой группе по планам ректората, деканата и собственным планом;

§ составлять планы культурно-воспитательной работы в закрепленной студенческой группе и отчеты об их выполнении;

§ регулярно вести журнал куратора;

§ помогать студентам в выборе учебных дисциплин выборочного цикла;

§ предоставлять студентам помощь в подборе мест распределения и трудоустройства;

§ соблюдать конфиденциальность в индивидуальной работе с подопечными студентами и не распространять информацию, лично их касающуюся.

Права куратора

Куратор имеет право:

§ выдвигать лучших студентов группы за успехи в учебе, научной, спортивной, культурно-массовой и общественной работе к награждению и различным формам поощрения;

§ выступать перед администрацией о применении установленных форм дисциплинарного и административного взыскания к студентам за допущенные ими нарушения трудовой, учебной дисциплины, общественного порядка и т.д.;

§ участвовать в оценке организаторских способностей подопечных студентов, выполнения ими общественных поручений;

§ защищать подопечных студентов, когда к ним применяются несправедливо завышенные меры взыскания. Отчисления студентов из университета по любой причине осуществляется только после согласования с куратором;

§ участвовать в решении вопросов назначения стипендий, поселения в общежития студентов закрепленной группы

20. Менеджмент в образовании

Менеджмент в системе образования в работах некоторых современных авторов выступает как:

- целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие [1,2];

- научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива, второй - управление деятельностью учащихся [3,4];

- комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития [5,6].

Вся проанализированная литература, связанная с управлением образованием, может быть условно разделена на три направления: первое - управление процессом образования (у некоторых авторов - обучения, воспитания, или формирования личности); второе - управление образовательными организациями; третье направление - управление системами (программами, проектами) образования.

Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга. Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:

- организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр.;

- культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения;

- рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя.

В Казахстане согласно Закону РК «Об образовании» «управление организациями образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующего типа и уставом организации образования на принципах единоначалия и коллегиальности».

Эффективность управления в сфере образования состоит в слаженном функционировании образовательных организаций для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности.

Необходимость обращения к проблематике управления в сфере образования актуализирует еще и тот факт, что глобальные трансформации, осуществляемые в Казахстане, помимо вполне очевидных позитивов детерминировали и ряд кризисных явлений, затронувших, по существу, все сферы общественной жизни, в том числе и вопросы управления. При этом решение проблем управления в сфере образования является необходимым условием становления и развития нынешней системы образования в качестве социального института, адекватного насущным потребностям современного общества.

В настоящее время широкое распространение получила работа по совершенствованию менеджмента в сфере образования, организационной основой которой является Государственная программа развития образования Республики Казахстана на 2011-2020 гг. [7]. Основной целью в области менеджмента образования является формирование государственно-общественной системы управления образованием. Среди основных задач в этой области были выделены следующие:

1. Совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании.

2. Совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе национальной образовательной статистики с учетом международных требований.

Казахстан определил развитие системы образования в качестве приоритетной задачи для обеспечения долгосрочного экономического развития республики. Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования как основного индикатора человеческого развития страны, поскольку важнейшая наша цель – это воспитание казахстанцев новой формации и превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.

В связи с этим государственная политика в сфере образования РК представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах, и, безусловно, в системе менеджмента образования.

21. Мировой кризис развития образования

Образование во всем мире находится в весьма сложном положении. Оно определяется главным образом углублением фундаментального противоречия между традиционными методами и темпом обучения и постоянно растущим объемом появления новой информации и, следовательно, возрастающими требованиями к приобретаемым знаниям, навыкам и умениям при сохранении практически постоянным периода времени на получение образования. Такие требования к обучаемому уже сегодня находятся зачастую на пределе возможностей человека. К тому же традиционная система образования в силу своей инертности очень слабо приспособлена к условиям быстропротекающих технологических изменений в обществе. Становится очевидным, что классическая модель образования, свойственная для большинства стран мирового сообщества, уже себя исчерпала. Мировой кризис образования в конце ХХв. признан свершившимся фактом. К основным условиям, способствовавшим развитию кризиса национальных систем образования, можно отнести:

· ограниченность и слабость факторов социализации личности в условиях индустриального общества;

· отсутствие органичного единства между рациональной стороной образовательной деятельности и сохранением целостности личности, её индивидуальной природы;

· воздействие процессов информатизации и компьютеризации общественной жизни, современной коммуникативной системы на сферу образования.

Переход к открытому образованию–это возможность преодолеть ориентацию традиционных образовательных систем на энциклопедичность образования, излишнюю перегруженность информационным и фактологическим материалом, далеко не всегда связанным с действительными запросами и нуждами личности и общества.

Поэтому многие страны начинают широко привлекать в систему образования новые информационные технологии, методы и средства обучения. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать у него потребность в самостоятельной учебе в течение всей активной жизни. Система образования должна в итоге стать открытой, способной предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющей учиться непрерывно, обеспечивающей возможность широким слоям населения получения высшего и дополнительного образования. Одна из тенденций современного мира заключается в том, что по мере развития телекоммуникационных технологий взаимодействие между людьми все меньше требует непосредственного общения. Его заменяют электронная почта, телеконференции, электронные форумы и т.п. Поэтому основой системы открытого образования становится дистанционное обучение, универсальность которого позволяет реализовать идею непрерывного образования.

Под ДО следует понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любом расстоянии от образовательных учреждений с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией (спутниковое телевидение, радиотелефония, интернет-технологии и т.п.

На протяжении последних десяти лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику принципов и технологий ДО, режимов удаленного и гибкого обучения на расстоянии.

Но надо ещё раз подчеркнуть - в настоящее время в различных источниках подчеркивается, что с помощью дист. технологий поддерживается и преобразуется обучение по формам, узаконенным в государстве как очная, очно-заочная, заочная, экстернат. И возникло ДО не на пустом месте, а для этого были все предпосылки.

22. Мировое образовательное пространство.

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты Интенсивно развивается международное образовательное пространство, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии ос мира человека независимо от места его проживания и образовательного уровня Все страны объединяет понимание, что современное образование должно стать международным; школьная и университетская образования приобретают черты поликультурного образования, развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации, создает поликультурное средще.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно отличаются философскими и культурными традициями, уровнем целей и задач, качественными состояниями Поэтому стоит гов ворит о современном мировое образовательное пространство как о едином формирующийся и в каждой образовательной системе которого имеются глобальные тенденции и сохранено разнообразиеь.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Исследования.

Методология педагогического исследования – учение о принципах, построении, формах и способах деятельности в педагогических исследованиях (деятельности научного исследования в области педагогики).

Вся методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Ведущий отечественный методолог Э.Г. Юдин подчеркивает, что методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной – служит ориентиром в процессе исследования), либо в прескриптивной (нормативной – направлена на реализацию деятельности) форме, т.е. форме предписание, прямых указаний к деятельности.

Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью: «От практики к теории – от теории к практике – от действия к мысли – от мысли к действительности» – такова общая закономерность взаимоотношений теоретического и эмпирического, процесс бесконечен.

Педагогические исследования объясняют и предсказывают факты и явления и по направленности могут быть:

· фундаментальные – своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе;

· прикладные – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики;

· разработки – направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.


Любое педагогическое исследование предполагает определение следующих общепринятых методологических параметров: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и результаты, как основные защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются:

Ø Критерий актуальности

Ø Критерий новизны

Ø Критерий теоретической и практической значимости


Программа исследования традиционно делится на два раздела:

·
методологический – включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы·
процедурный – раскрывает стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Развитие потенциала воспитательной деятельности: духовно-нравственный, общественно-политической и правовой, патриотической и межнациональной, культурно-эстетической и этнокультурной, физической и здорового образа жизни и др.

Воспитательный процесс вуза - специально организуемое взаимо­действие педагогов и студентов, в ходе которого происходит стимулирование их активной и духовной деятельности, овладение социальным и морально-нравственным опытом, ценностями и отношениями, становление гражданина и профессионала .

Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат.

Основные направления воспитательной деятельности.

Духовно-нравственное. Духовно-нравственную культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности.

Общественно-политическое и правовое. Общественно-политичес­кая и правовая культура специалиста подразумевает наличие у него активной жизненной позиции, зрелых идейно-политических взглядов и убеждений, знание основных законов и законодательных актов Республики Казахстан

Патриотическое и межнациональное. В плане развития межэтни­ческой интеграции и формирования общенационального самосознания граждан Республики Казахстан важное место занимает формирование у молодежи казахстанского патриотизма, интегрированного с патриотиз­мом других народов Казахстана.

Культурно-эстетическое и этнокультурное. Необходимо напра­вить усилия на развитие и материальное обеспечение инфраструктуры культуры в вузах - средства массовой информации (печатные издания, учебное телевидение и ТСО), с привлечением ведущих ученых, философов, культурологов и др.

Физического и здорового образа жизни. В целях развития массовых видов спорта и пропаганды здорового образа жизни необходима разра­ботка конкретного комплекса мер, направленных на вовлечение студен­тов и сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом, повышение доступности этих занятий, утверждение принци­пов здорового образа жизни, усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, укрепление и развитие материально-технической базы физиической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительной работы среди студентов и преподавателей вуза.

Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание предусматривает систематическую и целенаправленную деятельность вуза по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Эстетическое воспитание.

Цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать у студентов эстетическое, т.е. эмоционально-насыщенное и духовно возвышенное отношение к миру, порождать потребность и способность к эстетически ориентированной деятельности, а также формировать у них способность и умение передавать другим свой эстетический опыт. Назрела необходимость в создании комплексной программы общего эстетического развития студентов независимо от выбранной специальности, способствующей в том числе, более полному и глубокому освоению ценностей отечественной и мировой культуры.

Формировать высокую культуру поведения студентов (культуру устной публичной речи, культуру бытовых отношений без мата, сленговой речи, культуру общения преподавателей, сотрудников и студентов, культуру поведения в вузе в целом).

Правовое воспитание.

Правовое воспитание представляет собой последовательное воспитательное воздействие на студентов вуза с целью формирования и развития их правовой культуры.

Целью правового воспитания является правовое информирование для формирования убеждения в:

значимости законов ;

значимости личных правовых и нравственных обязанностей;

личной ответственности за принятие решения и свои поступки;

необходимости освоения принципов и особенностей, правоотношений в обществе.

Целесообразно:

Регулярно проводить встречи с работниками правоохранительных органов.

Внедрять эффективные способы и формы противодействия печатным изданиям, телевидению, радио, Интернет, компьютерным программам, разрушающим нравственные основы общества и пропагандирующим среди молодежи порнографию, половую распущенность, «поэтизирующих» криминальный мир, демонстрирующих неуважение к правовым нормам поведения.

Разработать модель законопослушного поведения студента, предусматривающая в том числе, соблюдение правил поведения .

Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание личности будущего специалиста является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Методология педагогической науки. Методологический аппарат педагогического исследования.

Любое научно-педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Программа научно-педагогического исследования, как правило, имеет два раздела:

1. методологический -включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы.
2. процедурный - раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Любая научная работа начинается с введения. Введение в квалификационное исследование, к числу которых причисляются также студенческие курсовые и дипломные работы, характеризуется более жёсткой структурой. Введение начинается с обоснования актуальности, а далее определяются следующие основные моменты такие, как противоречие, проблема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования.

Наши рекомендации