Признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (далее НГЗ) и сопровождение данной семьи.
2.1.Алгоритм признания детей НГЗ.
В случае отсутствия положительных изменений в ходе реализации плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, безрезультативности проводимых мероприятий, возможно рассмотреть вопрос о принятии решения о признании несовершеннолетнего НГЗ и отобрании ребенка из семьи.
Решение о признание ребенка в НГЗ принимает Комиссия по делам несовершеннолетних (далее КДН) в трехдневный срок. Учреждение образования предоставляет ходатайство в КДН того района, где проживает ребенок (независимо от места регистрации несовершеннолетнего).
Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:
информацию о социальном положении ребенка;
информацию о причинах введения ребенка в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении;
информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Ходатайство подписывается руководителем учреждения.
Ходатайство подается в комиссию по делам несовершеннолетних на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних.
К ходатайству прилагаются:
- акт обследования условий жизни и воспитания ребенка по (инструкции №47);
-акты посещения семьи несовершеннолетнего (не менее 3-х);
-отчет о проведенной работе;
-копия индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (с отметками о выполненной работе);
-копия свидетельства о рождении (если единственный родитель – то свидетельство о смерти, справка ф-2);
-копия паспортов родителей;
-копия лицевого счета;
-выписка из протокола Совета профилактики о постановке ребенка на учет, как находящегося в социально опасном положении;
-выписка из протокола Совета профилактики с решением о необходимости обращения в комиссию по делам несовершеннолетних, с ходатайством о признании несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
-информация из детской поликлиники, подтверждающая необходимость признания несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
-информация из инспекции по делам несовершеннолетних, подтверждающая необходимость признания несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
-иная информация, подтверждающая социально опасное положении.
Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка предоставляется в СПЦ в течении трех дней.
Проектплана защиты прав и законных интересов ребенка должен содержать:
перечень мероприятий по созданию необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих социально-педагогическую реабилитацию ребенка и социальный патронат над семьей;
сроки выполнения мероприятий;
ответственных должностных лиц за выполнение мероприятий и всего плана в целом;
Для помещения несовершеннолетнего в социальный приют необходимо информировать администрацию СПЦ Московского района. Педагог социальный школы, педагог-психолог дошкольного учреждения образования, либо лицо выполняющий данный функционал готовит следующий пакет документов:
- Постановление КДН об отобрании несовершеннолетнего и признании его нуждающимся в государственной защите;
- Отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
- Проект индивидуальногоплана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного нуждающимся в государственной защите;
- Копии паспортов родителей;
- Информация о месте работы родителей;
- Оригинал свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
- Справка формы Ф-2 из отдела ЗАГС о том, что отец указан со слов матери (если мать-одиночка).
При невозможности получения вышеназванных документов специалист учреждения образования обращается в управление образования, спорта и туризма в воспитательный отдел для получения доверенности указанных документов в отделе ЗАГСа.
- Копия лицевого счета, по месту регистрации родителей (получается в РСЦ ЖЭС по месту регистрации родителей);
- Подробную психолого-педагогическую характеристику несовершеннолетнего;
- Медицинскую карту и личное дело несовершеннолетнего из учреждения образования;
- Медицинскую карту из поликлиники (выдается главным врачом по запросу руководителя учреждения образования);
- Справка об отсутствии у несовершеннолетнего педикулеза, чесотки (срок действия указанной справки – три дня);
- Карту социальных контактов – подробные сведения о близких и дальних родственниках, а так же лицах, с которыми семья поддерживает связи и которые возможно проявят заинтересованность в создании замещающей семьи для ребенка (Приложение 8).
После получения постановления КДН о признании ребенка НГЗ, Советом профилактики принимается решение о выведении несовершеннолетнего из районного банка СОП (следующим числом после принятия решения КДН). Выписка из Совета профилактики в течение трех дней предоставляется в СПЦ.
Результаты реабилитационной работы специалисты учреждений образования предоставляют в СПЦ каждые 3 месяца, в результате принимается решение о возможности возвращения ребенка в семью либо лишении родителей родительских прав.
При принятии решения о лишении родителей родительских прав учреждение образования прилагает все усилия для поиска ребенку замещающей семьи.
После возвращения ребенка в семью по решению КДН либо решению суда специалистами учреждения образования полгода (минимальный срок, который при необходимости продлевается) совместно со специалистами СППС СПЦ продолжается социальный патронат семьи, который предполагает психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего и законных представителей.
Специалисты учреждения образования предоставляют в СПЦ проект плана работы с семьей на полгода. В дальнейшем каждые три месяца в СПЦ предоставляется анализ работы с семьей, по результатам которых дается ответ в КДН о микроклимате в семье.
При повторном проявлении семейного неблагополучия возможно принятие решения о введение несовершеннолетнего в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении. В этом случае патронат завершается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Государственное учреждение УТВЕРЖДАЮ
образования «Средняя школа №… г.Минска» Директор
__________ Инициалы, фамилия
__ _________ 20___
(печать)
АКТ
обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
1.Дата обследования: ____________________________________________
2.Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего_______________________
3.Возраст, год рождения, место рождения___________________________
4.Адрес, телефон:_______________________________________________
(если прибыл откуда-то – указать постоянное место жительства)
5.Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, заработок, состоит ли в браке)___________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
6.Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего_____________________________________________
_________________________________________________________________
7.Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.) __________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
8.Сведения о несовершеннолетнем:
а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование______________________________________________
б) успеваемость _________________________________________________
в) занятость в свободное время ____________________________________
г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего _____________ ________________________________________________________________
д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним ____________________
_______________________________________________________________
е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой специальности и др.)____________________________________________________________
ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) _________________
_______________________________________________________________
9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи__________________________
10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия ____________ пособие __________ алименты_________ получает заработную плату______________
11. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан застройщиков)_____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12. Проживают в данном жилом помещении ___________________________
13. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.)_______________________________________________
14. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной)_______________
________________________________________________________________
15. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(должность, подпись) (Инициалы,фамилия)
(должность, подпись) (Инициалы,фамилия)
(должность, подпись) (Инициалы,фамилия)