Заканчивайте пословиц и фраз с «жестким» контекстом
Кончил дело, гуляй . . .
Делу — время, потехе — . . .
Любишь кататься . . .
В небе летит реактивный . . .
С моря подул сильный . . .
Стихи, песни со словами
Уронили мишку на пол . . .
Тише, Танечка, не плачь . . .
Идет бычок, качается . . .
Повторение.
а) повторение звуков, слогов, серий звуков и слогов:
а | у | и | о | б | с | р | л | ш | л | т | п |
аи | уа | ои | ауи | иуа | уио | ||||||
т-с | б-и | м-р | к-с | п-д | м-п | н-т | с-з |
р-д-з | ф-к-ч | с-б-т-ж | ш-ч-в-м |
ти | лу | на | ра | па | га | ак | ив | ут | оф |
вил | бун | рел | цис | стро | тпру |
бо-ба-би | би-ба-бо | ба-бо-би |
та-да-та | да-та-та | да-та-да |
б) повторение простых, сложных и бессмысленных слов:
домлесрисстолслон дорога
птицапаровозводопровод
полковникполовникпоклонниксверстники
кораблекрушениестрептомицинКилиманджаро
в) послоговое произнесение слов и фраз:
ла-паво-до-емко-роб-ка стрел-ка
у-ни-вер-си-тет Се-год-ня-хо-ро-ша-я-по-го-да
г) воспроизведение ритмической структуры слова и фразы голосом (ладоши, кивки головой):
зи-макош-какар-тин-кафо-то-гра-фи-я
Я-хо-чу-питьВ-го-ро-де-мно-го-ма-шин?
д) повторение фраз:
Собака лаетРебенок спитДевочка пьет чай
Сыворотка из-под простокваши Интересное путешествие
Дети заблудились в лесуСтуденты едут в университет
На ветке елки гнездо птицы
Из-под топота копыт пыль по полю летит
Называние.
а) предметов (что это?):
лампадверьокно полчасы стрелки
карандаш выключательпуговица
б) изображений предметов:
ведротарелкамальчик барабан
книгакарандашкоровамячсвинья
в) частей тела:
носглазухобровиколено
локотьволосымизинец
г) действий:
стоитлежитчитает
бежитсидитудит
д) качеств:
большоймаленький высокий
низкийтолстыйтонкий
Составление фразы.
а) по картинке(с изображением предметно-пространственных отношений):
б) с заданным словом:
«школа»
«дружба»
«разговаривать»
Пересказ текста, прочитанного специалистом
Составление рассказа.
а) по сюжетной картинке
б) по заданной теме «Каникулы» (с 6 лет), «Зима» (до 6 лет):
Импрессивная речь
Понимание внеситуативных вопросов
Где ты живешь?
__________________________________________________________
Сколько человек в твоей семье?
__________________________________________________________
С кем ты живешь дома?
__________________________________________________________
В какие игрушки ты вчера играл?
__________________________________________________________
Где ты учишься?
__________________________________________________________
Сколько человек в твоем классе?
__________________________________________________________
Что ты сейчас читаешь?
__________________________________________________________
Какие игрушки тебе нравятся?
__________________________________________________________
Где мы покупаем молоко?
__________________________________________________________
Понимание ситуативных вопросов
Откуда ты приехал?
__________________________________________________________
Почему ты к нам пришел?
__________________________________________________________
На чем ты доехал к нам?
__________________________________________________________
Где ты сейчас находишься?
__________________________________________________________
Что тебе нравится в кабинете?
__________________________________________________________
Что ты видишь вокруг?
__________________________________________________________
Что ты ел на завтрак?
__________________________________________________________
Какое сейчас время года?
__________________________________________________________
Какой сейчас день недели? (время суток)
__________________________________________________________
Что ты делал вчера (час назад)?
__________________________________________________________
Понимание парадоксальных вопросов
Можешь ли ты прилететь к нам на ракете?
__________________________________________________________
Сейчас утро, день, вечер, ночь?
__________________________________________________________
Сейчас лето или осень? (зима, весна).
__________________________________________________________
Ты живешь в лесу?
__________________________________________________________
Понимание простых инструкций
подними рукузакрой глаза
сожми пальцы в кулакположи руки на стол
Показ
а) предметы и серии предметов:
потолокдверьокнокарандашстолобувьпол
стулбумагачасы
окно — полпотолок — лампа — дверь
стул — окно — карандаш — пол
б) предметные изображения и серии изображений:
в) части тела и серии частей тела:
нос локотьподбородокбровь
глазлобухозатылокпальцы
локоть — коленоглаз — нос — ухопалец — локоть — плечо
лоб — ухо — подбородок — бровь
Понимание частотных и не связанных между собой по значению и звучанию слов
Показать на картинке:
Самолетяблококонвертцветоккошкабутылка
Кошка — конвертяблоко — бутылкасамолет — сумка
Женщина — дверь — самолетцветок — конверт — рыба
Понимание слов, близких по значению
Показать на картинке:
карманварежкигалстукрукавбантворотникперчатки
ременьшарф
карман — галстук рукав — воротник
бант — перчаткиремень — варежки — рукав
бант — воротник — галстук — ремень
Понимание простых предложений
Показать на картинке.
Бабушка режет хлеб.Мама моет стакан.
Бабушка читает книгу.Мальчик читает газету.
Мальчик рисует кошку.Мальчик лежит на ковре.
Понимание действий
Показать на картинке:
Ловитзвониткатаетсярыбачит
Фонематический слух
а) повторить и написать:
звуки к-тс-зз-ст-дд-т
слоги ба-папа-паба-бапа-база-заза-са
ка-тана-ла
та-да-таба-па-баба-ба-па
слова дом-томкот-годкоса-козабочка-почка
точка-дочкаполковник-половник
б) оценка правильности произнесенных слов:
гинотымпетукстекан
в) соотнесение фонемы с графемой:
Показать на картинке.
шнзптздкмс
г) на стимул поднять руку, на прочий материал — не поднимать:
сасазазасашасаза
кот год коккоткотгодтоккодкот
д) понимание слов, близких по звучанию:
Показать на картинке:
соборпочказаборкоса
бочка — козакрыса — крышакоза — коса
бочка — почкасобор — забор
дочка — коза — крысакрыша — крыса — точка
точка — бочка — почка — дочка