Цели, принципы, направления коррекционно-педагогической деятельности
Основные цели коррекционно-педагогической деятельности представлены на рис. 6.
Рис. 6. Цели коррекционно-педагогической деятельности
Коррекционно-педагогическая деятельность осуществляется как с учетом общепедагогических принципов (деятельностный, личностно ориентированный, культурологический и иные подходы; принципы целенаправленности, систематичности и последовательности, сознательности и активности в обучении; принцип опоры на положительное, на сильные стороны личности и др.), так и собственно принципов коррекционно-образовательного процесса (рис. 7).
Рис. 7. Принципы коррекционно-педагогической деятельности
Следует подчеркнуть, что осуществляя коррекционно-педагогическую деятельность в учреждениях образования, в которых обучаются дети с ОПФР, особенно важно соблюдать принципы: коррекционно-компенсатор-ной (коррекционно-реабилитационной) и социально-адаптирующей направленности образовательного процесса, а также принцип дифференцированного (индивидуального) подхода в обучении и воспитании [8].
Принцип коррекционно-компенсаторной направленности обучения и воспитания предписывает проводить коррекционно-педагогические мероприятия в общем процессе обучения и воспитания ребенка, направлять обучение и воспитание на исправление или ослабление нарушения развития посредством опоры на сохранные функции организма в соответствии со спецификой природы нарушений. Реализация принципа социально-адаптирующей направленности специального образования позволяет преодолеть или уменьшить «социальное выпадение» ребенка с ОПФР, сформировать у него необходимые социальные компетенции и адаптировать его к условиям жизни в социуме.
Принцип дифференцированного подхода предписывает изучать и учитывать в коррекционно-образовательном процессе индивидуальные особенности учащихся, выбирать и использовать адекватные этим особенностям содержание, методы, формы, средства коррекционно-педагогической деятельности, а также способы мотивации, формы и методы контроля учебной деятельности.
Соблюдение вышеназванных принципов обеспечивается содержанием образовательных стандартов, соответствующими формами, методами и средствами коррекционно-образовательного процесса, меньшим количеством обучающихся в классе, увеличением срока обучения, лечебно-педагогическим режимом в учреждении образования, применением здоровьесберегающих образовательных технологий, созданием иных специальных условий обучения и воспитания.
Цели и принципы коррекционно-педагогической деятельности определяют логику коррекционно-образовательного процесса, намечают общую его стратегию и конкретную тактику на тех или иных этапах педагогической коррекции развития и поведения ребенка.
Основными стратегическими направлениями коррекционно-педагоги-ческой деятельности являются:
ü «терапия средой», то есть корректирующее влияние на ребенка средовыми (природными, социальными) факторами;
ü коррекционно-реабилитационная направленность образовательного процесса в учреждении образования;
ü специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
ü психогигиена семейного воспитания и развитие педагогической культуры родителей.
Указанные стратегические направления могут быть представлены в виде тактических шагов:
· развитие и совершенствование сенсорики и моторики ребенка;
· коррекция отдельных сторон психической деятельности;
· развитие психических познавательных процессов, различных видов мышления;
· коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, овладение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Средства коррекционно-педагогической деятельности подразделяются на традиционные и нетрадиционные (альтернативные) [1] (рис. 8).
Рис. 8. Средства коррекционно-педагогической деятельности
Большая часть традиционных средств коррекции предполагает коррекцию личности в целом, при этом коррекция отдельных функций осуществляется в основном косвенным образом. Альтернативные средства обычно направлены на развитие и коррекцию отдельных психических функций и процессов и применяются в комплексе с другими мероприятиями.
Конкретное содержание и инструментарий (методы, приемы, средства, технологии) коррекционно-педагогической деятельности в учреждениях специального и в иных учреждениях определяются характером нарушений психофизического развития и отклонений в поведении.