Две основы в глаголе. понятие класса глагола
Из всех указанных обстоятельств проистекает важное следствие, состоящее в том, что, зная основу, находящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уверенным, что знаешь основу того же глагола перед окончанием типа -/; и наоборот, знание основы перед окончанием типа -I не означает знания основы перед окончанием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа — основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обусловлены тем, что обычным представителем «-окончания являются окончания настоящего времени, а обычными представителями I- окончания — окончания прошедшего времени и инфинитива.
Различие в основах настоящего времени и инфинитива потребовало введения в русскую (и шире — славянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определенный тип соответствия между двумя основами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчивается основа инфинитива и основа настоящего времени. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.
Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоящего времени совпадали: вести — веду, мести — мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь — могу, печь — пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может представлять собой и усеченную основу настоящего времени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вывод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогнозирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести — несу, везти — везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.
Строго говоря, существуют и такие глагольные лексемы, у которых выделяются более чем две разные основы — настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем времени могут иметь основу, отличную от основы инфинитива: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встречающимися являются различия между основой настоящего времени в 1-м лице и других лицах: кошу — косят, люблю — любят, вожу — возят, кручу — крутят, берегу — бережёт.
§ 86. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ
Согласно классификации А. А. Зализняка ', русские глаголы за малым исключением (напомним, что и здесь имеется в виду письменная форма языка) можно подразделить на 16 основных классов (табл. 32).
Таблица 32
Окончание | |||
Классы глаголов | инфинитива | 1-го и 3-го лица настоящего времени (несов. вид) или будущего времени (сов. вид) | Примеры |
I | -ать -ять -еть | -аю, -ает -яю, -яет -ею, -еет | делать — делаю, делает терять — теряю, теряет жалеть — жалею, жалеет |
II | -овать -евать | -ую, -ует -ую, -ует -юю, -юёт | рисовать — рисую, рисует тушевать — тушую, тушует клевать — клюю, клюёт |
III | -путь | -ну, -нёт | гнуть — гну, гнёт |
IV | -ить | -у/-ю, -ит | строить — строю, строит множить — множу, множит |
' См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. С. 78—70, 91—135. |
Продолжение табл. 32
|
Существенно обратить внимание на то обстоятельство, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше принцип — необходимость завершить основу настоящего времени согласным. В III — VI, IX и X классах это осуществляется за счет «отбрасывания» конечного гласного основы инфинитива, в I, II, VIII, XI — XIV классах — за счет прибавления к основе согласных /, задненёбных, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV — VI классы) или неконечных гласных (XI, XII, XIV классы).
Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа настоящего-будущего времени окончание -ет, принадлежат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -иг, — ко II спряжению. В процессе преподавания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безударными окончаниями: правильное определение типа спряжения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский язык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем не обязательно знает, как выглядит форма настоящего времени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного согласного и какого именно; отсутствие или наличие чередования и какого именно). Поэтому знакомство с классами глаголов совершенно необходимо при изучении русского языка как неродного.
§ 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ
А. А. Зализняк показал, что в качестве основных схем ударения в глаголе выступают три для форм настоящего времени и образованных от основы настоящего времени форм повелительного наклонения и три — для форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает на тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов в рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфинитиве, то ударение падает на последний слог основы: рисовать, рисовал, но рисую, рисуй, рисует; получить, получил, но получит, получим, хотя и получу, получй.
Если по схеме ударение должно падать на окончание, а оно является нулевым или не содержит гласного, ударение падает на последний слог основы: стою, стойшь, но стой, стойте. В двусложных ударных окончаниях ударение — на первом слоге: стойте.
У форм настоящего времени ударение может быть: 1) постоянно на основе: верю, веришь, верим, верите, верят, верь, верьте; 2) постоянно на окончании: беру, берёшь, берёт, берём, берёте, берут, берй, берйте; 3)на окончании в формах 1-го лица единственного числа и повелительного наклонения, на основе — во всех остальных формах: пишу, пйшешь, пйшет, пйшем, пишете, пйшут, пишй, пишйте.
У форм прошедшего времени выделяются те же три основные схемы: 1) постоянное ударение на основе: делать, делал, делала, делало, делали; 2) постоянное ударение на окончании: нестй, нёс, несла, несло, несли; 3) ударение на окончании в форме женского рода, в остальных формах — на основе: быть, был, была, было, были. Большинство русских глаголов в формах прошедшего времени имеют постоянное ударение на основе. Однако практически встречаются все типы комбинаций схем ударения словоформ настоящего времени и схем ударения словоформ прошедшего времени: боюсь, бойшься, бойтся, бойся, бойтесь (в настоящем времени постоянное ударение на окончании) — боялся, боялась, боялось, боялись (в прошедшем времени постоянное ударение на основе); берегу, бережёшь, береги, берегй- те (в настоящем времени постоянное ударение на окончании) — берёг, берегла, берегло, береглй (в прошедшем времени постоянное ударение на окончании); получу, получишь, получй (в настоящем времени ударение подвижное) — получить, получил, получила, получило, получили (в прошедшем времени постоянное ударение на основе).
§ 88. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Допустим, что нам известен инфинитив глагола, его класс, а также то, какую схему ударения имеет этот глагол в формах настоящего и прошедшего времени. При этих условиях мы можем образовать любую форму, вхо
дящую в парадигму данного глагола. (Не следует забывать, что число форм не во всех глагольных парадигмах одинаково. Как уже отмечалось, оно обычно зависит от видовой характеристики глагола, а также от возможности иметь залоговое противопоставление внутри парадигмы.) Знание класса глагола позволяет образовать от основы инфинитива основу настоящего времени. Знание схемы ударения позволяет определить место ударения в этой основе. Все иные глагольные формы образуются по следующим основным правилам от одной из двух указанных акцентуированных основ.
Образование глагольных форм