Прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи формируют словоформы, имеющие значение признаковости. Это свойство словоформ тесно связано с их синтаксической характеристикой: к прилагательным относят лишь те лексемы, которые обозначают признаки предметов, а потому способны определять существительные и не способны определять глаголы. Именно таким образом можно показать, что словоформы типа белую, беж, хаки, хороший — прилагательные, а словоформы типа наперегонки (бег наперегонки и бежать наперегонки), ёжиком (волосы ёжиком и стричь ёжиком), вкрутую (яйцо вкрутую и варить вкрутую) — не прилагательные '. К прилагательным не причисляют также словоформы, которые, обозначая признак и относя его к предмету, выражают одновременно значение действия и иные связанные с действием характеристики: время, указание на связь с субъектом или объектом. Таким образом, словоформы типа борющийся, заплаканный, эксплуатируемый не являются прилагательными.
Среди словоформ, относимых к прилагательным, есть морфологически охарактеризованные: доброго, умён, хорошую, богата, светлое и морфологически не охарактеризованные: бордо, авиа, люкс, нетто и т. п. Хотя морфологически не охарактеризованных прилагательных в русском языке явное меньшинство, нельзя все же выделять имя прилагательное как часть речи на морфологической основе.
У подавляющего большинства прилагательных имеются категории р о д а, числа, падежа, а также полноты ~ краткости. Все эти грамматические категории являются словоизменительными и противопоставляют формы одной лексемы.
§ 40. количество форм вПАРАДИГМЕ прилагательного
Некоторые прилагательные включают в свои парадигмы полные и краткие формы: хороший — хорош, толстая — толста, верное — верно. Другие лексемы обладают только полными формами: зрелый, героический, стальной, турецкий. Существует небольшая группа изменяемых прилагательных, представленных только краткими формами: рад, горазд, одинёшенек.
Краткие формы различаются по роду и числу; полные формы — по роду, числу и падежу. Таким образом, разные прилагательные имеют различный состав форм в парадигме. Парадигма может состоять из одного- единственного члена (беж), иметь 4 члена (рад, рада, радо, рады), 24 (в единственном числе 6 падежей и 3 рода + 6 падежей во множественном числе), как в случаях типа героический, стальной, и 28 членов (24 + 4 краткие формы), например в случаях типа хороший, добрый.
Особого внимания заслуживает вопрос об отношении к парадигме прилагательного форм превосходной и сравнительной степени. Форма превосходной степени типа добрейший, величайший может быть образована далеко не от всех прилагательных. Ее отличает от формы положительной степени содержание, а именно указание на высшую степень проявления признака. Таким образом, перед нами типичный словообразовательный феномен. Следовательно, данное содержание выражается либо суффиксом, либо комбинацией суффикса и приставки: наилегчайший, предобрейший. Заметим, что парадигма формы превосходной степени обладает 24 формами, как и парадигма любого прилагательного, лишенного кратких форм.
Сложнее обстоит дело с формой сравнительной степени типа добрее, чище, хуже. Форма сравнительной степени также может быть образована не от всех прилагательных. С ней также связывается содержание — указание на большую степень проявления признака. Перед нами также типичный словообразовательный феномен. Следовательно, формальное средство, имеющее отмеченные характеристики, является суффиксом. Включать форму сравнительной степени в парадигму прилагательного не следует.
Существует давняя традиция, сохранившаяся в школьной грамматике, считать сравнительную степень при существительном (Брат выше сестры) формой прилагательного, а при глаголе (Подняться выше) — формой наречия. Уже отмечалось в связи с проблемой границы между прилагательными и наречиями, что прилагательными являются только такие словоформы, которые выражают признак предмета и не способны выражать признак действия; наречия же способны выражать и признак действия и признак предмета. Таким образом, сравнительная степень не может быть формой прилагательного как части речи; она представляет собой разряд с особым словообразовательным значением внутри наречий.
§ 41. КАТЕГОРИЯ ПОЛНОТЫ ~ КРАТКОСТИ У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Формы полных и кратких прилагательных, взятые изолированно, по значению не различаются. Словоформы этих двух типов разнятся своими сочетательными свойствами. Краткие формы могут выступать только в функции сказуемого, полные — ив функции сказуемого и в функции распространителя субстантивной словоформы (определения). Однако это не означает, что указанное «сочетательное» различие всегда именно таково. В сочетании с некоторыми лексическими значениями прилагательных это различие приобретает и содержательный характер; ср.: ребёнок здоров (в данный момент) — ребёнок здоровый (вообще); он молодой (общая характеристика) — он молод (не годится для какого-либо важного дела). Таким образом, отношения между полными и краткими формами прилагательных принципиально напоминают отношения между различными падежными формами существительных (различия в сочетаемости при противопоставлении изолированных словоформ — содержательные различия при употреблении тех же словоформ в контексте).
Необходимо отметить, что противопоставление полных и кратких форм зачастую представлено лишь для отдельных значений многозначных прилагательных. Причем различные значения имеют тенденцию закрепляться за определенными синтаксическими позициями; ср., например, употребление прилагательного плохой в значении 'нехороший' в атрибутивной функции и употребление прилагательного плохой, плох в значении 'слабый здоровьем' в предикативной функции '.
§ 42. КАТЕГОРИИ РОДА, ОДУШЕВЛЕННОСТИ ~ НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ, ЧИСЛА И ПАДЕЖА У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Прилагательные, формы которых различаются характеристикой по роду и одушевленности ~ неодушевленности, в изолированном употреблении по смыслу не различаются. Различия между этими словоформами носят «сочетательный» характер. (См. о том же у существительных.) Однако в некоторых случаях соответствующие характеристики прилагательных приобретают содержательную ценность. Ср.: ужасный невежа (лицо мужского пола) — ужасная невежа (лицо женского пола); посмотрите на этот лопух (предмет) —посмотрите на этого лопуха (лицо). В первом примере указание на пол лица содержится только в прилагательном; во втором одушевленность выражается и формой существительного и формой прилагательного.
Прилагательные, формы которых различаются характеристикой по числу, в изолированном употреблении также по смыслу не различаются. Различия между этими словоформами имеют «сочетательный» характер. (См. о категории числа у существительных.) Соответствующие формы прилагательных, как правило, хотя и далеко не всегда, дублируют количественные характеристики соответствующих существительных; ср.: новый дом (единичность)—новые дома (множественность). В сочетании с неизменяемыми существительными именно прилагательные выражают числовую характеристику предметов: старое пальто — старые пальто, трамвайного депо — трамвайных депо. Однако в сочетании
' См. подробнее: Виноградов В. В. Русский язык. С. 219—222; Шведова И. Ю. Полные и краткие формы имен прилагательных в составе сказуемого в современном русском языке Ц Уч. зап. МГУ. 1952. № 150.
с существительными типа сани и прилагательные не в состоянии выразить числовую характеристику: новые ворота, тупые ножницы могут указывать и на один предмет и на множество предметов.
Как и рассмотренные выше грамматические категории, падеж противопоставляет формы прилагательных не по содержательным, а по «сочетательным» признакам. Падежные формы прилагательных в сочетании с существительными дублируют их падежную характеристику. Сочетаясь с неизменяемыми существительными, падежные формы прилагательных являются единственным внешним выразителем падежной характеристики. Например, в словосочетании новому дому дательный падеж выражен и окончанием прилагательного, и окончанием существительного, а в словосочетании новому пальто — только окончанием прилагательного.
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Как уже отмечено, окончания прилагательных в большинстве случаев лишены собственного содержания и выполняют либо связывающую, либо дублирующую функцию. Это является объективной предпосылкой того, что в русском языке увеличивается число словоформ, которые по значению и синтаксическим свойствам являются прилагательными, однако не обладают морфологическими характеристиками прилагательных: например, такие лексемы, имеющие одну форму, как хаки, беж, люкс, нетто, брутто, хинди, урду. По мнению некоторых исследователей, к лексемам этого типа тяготеют первые части таких единиц, как телеателье, радиомагазин, фотолаборатория, плавбаза и т. п. 1 Без сомнения, теле-, радио-, фото- не могут рассматриваться как обычные части сложного слова: слишком велика их семантическая и фонетическая самостоятельность. Однако и полной самостоятельности эти единицы не имеют: они не могут относительно свободно перемещаться в предложении. По-видимому, «жесткое» местоположение — следствие их морфологической неоформленности.
' См.: Панов М. В. Об аналитических прилагательных // Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971.
СЕМАНТИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ЕЕ СВЯЗЬ С МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Традиционно в морфологии рассматривается вопрос о семантических разрядах прилагательных. В зависимости от того, называется ли признак непосредственно: синий, чистый, быстрый, скупой, глупый или через отношение к какой-то иной субстанции: городской, бабушкин, пятый, двигательный, прилагательные делят на качественные и относительные.
Внутри относительных прилагательных в зависимости от субстанции, дающей основу для признака, выделяют три группы:
1. Прилагательные могут характеризовать предмет через его отношение к счету: первый выстрел, двадцатого числа, сотому дому, двести пятьдесят четвёртая школа. Согласно школьной традиции, эти словоформы рассматриваются как порядковые числительные. В научной грамматике подобные словоформы принято интерпретировать как количественные прилагательные, поскольку они обладают всеми признаками прилагательного.
2. Прилагательные могут характеризовать предмет через его отношение к одушевленному субъекту: кошкин дом, отцовский пиджак, дедушкин валенок, змеиное жало, волчья пасть.
3. Прилагательные могут характеризовать предмет через его отношение к неодушевленному предмету или действию: городской пейзаж, ходкий товар, весенняя песня, плавательный бассейн. Как известно, в последних двух случаях характер «отношения» бывает разным '.
Все эти факты могут быть положены в основу семантической классификации прилагательных. Возможные результаты такой классификации, хотя и в ограниченной степени, предопределяют морфологические свойства прилагательных. Например, все относительные прилагательные лишены кратких форм. Однако это не означает, что все качественные прилагательные имеют краткие формы.
В большой степени морфологические свойства прилагательного предопределены его словообразователь-
' См.: Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. С. 187—189.
ной структурой. Так, прилагательные, имеющие на конце основы -ск, не образуют кратких форм: геройский, комический, но трусливый — труслив, смешной — смешон, комичный — комичен.
Как особую группу принято рассматривать прилагательные типа царёв, дедушкин, волчий, образованные от названий животных и лиц с помощью суффиксов -ов/-ев (-ёв), -ын/-ин, -ый/-ий, -ой. Эти прилагательные не образуют кратких форм и имеют особый тип склонения. Обычно такие прилагательные называют притяжательными. Однако это название не следует понимать буквально. С одной стороны, подобные прилагательные могут и не выражать значения принадлежности: волчья стая, свиной студень. С другой — значение принадлежности могут иметь и прилагательные с иными суффиксами: отцовский пиджак, царский дворец. В этих случаях прилагательные не имеют особенностей, объединяющих притяжательные (в узком смысле этого слова) прилагательные.
Существуют также вероятностные зависимости между лексемой прилагательного (ее семантическими и словообразовательными характеристиками) и ее способностью образовывать формы сравнительной и превосходной степени, отвлеченное существительное и другие члены потенциально возможного словообразовательного гнезда.