Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.
2.Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:
А) с помощью суффикса –ИНК-.
Логопед: Ребенок:
Смех смешинка
Трава травинка
Слеза слезинка
Крупа крупинка
Снег снежинка
Б) с разными суффиксами.
Старик старушка.
Всадник всадница
Пловец пловчиха
Скрипач скрипачка
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2.Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Логопед: Ребенок:
Проводник спустился со ступеньки
вагона на платформу.
Кто спустился? Проводник.
Что сделал проводник? Спустился.
Откуда спустился? Со ступеньки.
Куда спустился? На платформу.
Проводник спустился со ступеньки
вагона па платформу.
Старушка пекла крендельки на противне.
Кто пек? Старушка.
Что пекла? Крендельки.
На чем пекла? На противне.
Старушка пекла крендельки
на противне.
Младшие школьники смотрели спектакль
про слоненка – грязнулю.
Кто смотрел спектакль? Школьники.
Какие школьники? Младшие.
Что делали школьники? Смотрели.
Про кого был спектакль? Про слоненка.
Какой был слоненок? Грязнуля.
Младшие школьники смотрели
спектакль про слоненка – грязнулю.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Взрослые промокли под проливным дождем.
В квартире просторный квадратный холл.
Светлана хвастается кружевным платьицем.
На травинке сидит крошечный светлячок.
Братишка отнес стамеску и стальные скрепки в кладовку.
На прогулке близнецы прыгали через скакалку.
Старшие школьники прекрасно пели на празднике.
На прозрачном блюдечке трещинка.
Племянник Клавдии Павловны стал студентом.
Станислав вздрогнул от громкого стука.
Братишка спрятался от грозной дворняги за скамейку.
Светлана смотрела на солнышко через круглое цветное стеклышко.
Свиристель свила гнездышко в сторонке от тропинки.
Из гнездышка выглядывали птенчики.
Старушка пекла крендельки на противне.
В квадратной шкатулке лежали браслеты из хрусталя.
Светлана любит клубнику с взбитыми сливками.
Всадница пронеслась мимо крепости с огромной скоростью.
Станислав встретился со старичком на станции.
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
(14-й тип слоговой структуры).
Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.
2.Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его заданным слогом, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
1. 2.
Паути паутина лукови луковица
Царапи царапина пугови пуговица
Полови половина учени ученица
Барани баранина рукави рукавица
Говяди НА говядина метели ЦА метелица
Теляти телятина чечеви чечевица
Гусяти гусятина переноси переносица
Куряти курятина черепи черепица
гусени гусеница
путани путаница
3. 4. Ребенок: Логопед: Ребенок:
Тулови туловище БА лерина балерина
Голени голенище калея бакалея
Учили ЩЕ училище ранина баранина
Чудови чудовище тарея батарея
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить
на два занятия. Значение незнакомых слов необходимо уточнить.)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.
2.Упражнять в звуковом анализе.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
летела перелетела
ехала переехала
вязала перевязала
шила перешила
резала перерезала
ПЕРЕ лила перелила
ходила переходила
бегала перебегала
одела переодела
читала перечитала
писала переписала