И по закреплению речевого материала
Предлагаемые рекомендации разработаны авторами для осуществления взаимодействия в работе воспитателя и учителя-логопеда на основе единства требований, предъявляемых к развитию речи детей.
На втором году обучения, так же как и на первом, в логопедических группах детского сада для проведения эффективной восстановительно-коррекционной работы с детьми следует сохранить сборную модель организации образовательного процесса как наиболее полно отвечающую задачам формирования полноценной речи детей. Рассмотрение всего педагогического процесса с точки зрения взаимодействия взрослого и детей дает возможность одновременно учитывать форму организации деятельности как воспитанников, так и педагога. Использование этой модели позволяет распределить решение любых развивающих задач по трем блокам общего педагогического процесса.
Специально организованное обучение в форме занятий реализует цели, достижение которых требует систематической постановки перед детьми специальных заданий в строгой последовательности. На этих же занятиях решаются задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми решает задачи по развитию социальных навыков, по освоению разных видов деятельности (игры, конструирования, предметно-практической деятельности), по приобщению к искусству, по развитию речи и др. Воспитатель действует с детьми как равный партнер, направляя их деятельность на реализацию учебной цели.
Построение совместной деятельности с «открытым» концом позволяет ребенку при желании самостоятельно продолжить ее, проявляя в этом свое творчество.
Свободная самостоятельная деятельность отвечает потребности ребенка свободно выбирать занятия на основе своих интересов и склонностей, обеспечивает возможности саморазвития, самореализации, развивает умение действовать совместно со сверстниками, формирует коммуникативную функцию речи.
Сборная модель дает возможность использовать разнообразные формы взаимодействия взрослого с детьми, а тематическое планирование позволяет наполнить эти формы единым образовательным содержанием. Нужно учитывать, что на втором году обучения(
в логопедической группе дети могут действовать уже значительно свободнее, чем раньше. У них возрастает мотивация речевой деятельности — коммуникативная, экспрессивная, познавательно-побудительная, информационная, что позволяет педагогу постепенно уменьшать собственную речевую активность. Тактично помогая ребенку, воспитатель содействует реализации цели речевой деятельности, передаче ребенком своих впечатлений, эмоций. Это достигается включением взрослого в деятельность детей, разговором с ними, созданием специальной ситуации, которая потребует самостоятельных действий и высказываний детей; постановкой проблемных ситуаций, требующих мыслительной, а значит, и речевой активности.
Учитывая возросшие возможности детей, необходимо стремиться к развитию их творчества. На втором году обучения шире используются такие задания, как придумывание начала и конца рассказа; рассказы по аналогии; рассказы по серии сюжетных картинок и по сюжетной картинке; описательные рассказы с опорой на план и с изменением порядка плана (когда порядок опорного плана меняется детьми); составление загадок. Большой интерес вызывает у детей самостоятельное сочинение диалогов, сказок с последующим их разыгрыванием.
Значительно увеличивается возможность использования моделирования — от составления схем слов и предложений при закреплении знаний, полученных на логопедических занятиях, до моделирования пространства комнаты (при закреплении лексической темы «Мебель»), района (в играх с машинами, со строительными материалами при закреплении темы «Город» и правил дорожного движения), использования кругов Эйлера для развития логического мышления и карт Проппа при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок.
Таким образом, опираясь на одно из основных положений о единстве формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности детей, возможно получить максимальные результаты в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР и подготовить их к школьному обучению.
Осуществление взаимосвязи в работе педагогического коллектива при реализации коррекционно-развивающих задач требует учета следующих требований:
• коррекционные задачи не подменяют собой выполнения общих программных задач, вся работа с детьми должна носить коррекционную направленность;
• организация, формы работы и привлекаемый материал выбираются в соответствии с особенностями детей конкретной группы;
• приемы работы должны различаться в зависимости от основных задач, типа общеобразовательного занятия, от конкретного режимного момента и ситуации;
• работа над определенной грамматической формой и конструкцией предложения не исключает использования других форм и конструкций в речи воспитателя и детей;
• работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанным в годовом плане. В это время она лишь носит наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Эта работа начинается как можно раньше, и для ее проведения используется каждый удобный момент. В течение всего последующего обучения осуществляются закрепление, усложнение, дифференциация изученного материала. Дети должны проявлять все большую самостоятельность и творчество в использовании его на практике.
ТЕМА: ШКОЛА