Тема «Мамин праздник. Женские профессии»
(2-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о празднике 8-е Марта - кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;
научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду;
побеседовать с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача;
объяснить ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.
Задание 2. Дидактическая игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар - варит, учитель - (врач - ..., продавец - ..., воспитатель - ...).
Задание 3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) - ...; врач лечит (кого?) - ....
Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).
Повару нужны (что?) - кастрюля, поварешка ....
Учителю нужны (что?) - ....
Задание 5. Дидактическая игра «Найди ошибку» (развитие логического мышления).
Врачу нужны ... (бинт, вата, шприц, кастрюля, ... ).
Врач варит суп. Повар лечит людей.
Задание 6. «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребенка).
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) - ... (сестренка, бабушка, воспитательница).
Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково»: мама - мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).
Задание 9. Выучить стихотворения.
Доктора не бойтесь, дети! Он добрее всех на свете!
С ним давно знакома я - это мамочка моя!
Папа маме торт принес, бабушке — конфеты.
И игрушек целый воз — для сестренки Светы.
И обидно стало мне, младшему братишке,
Что у нас в календаре нету дня мальчишки.
Задание 10. Упражнение на координацию речи с движениями.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, и ни разу, И ни разу ни словечка не скажу. | Ребенок выполняет соответствующие движения |
Задание 11. Нарисовать портрет бабушки или мамы.
Задание 12. Вырезать картинки с изображением представительниц женских профессий и вклеить их в альбом.
Тема «Моя семья»
(3-я неделя)
Задание 1.Родителям рекомендуется:
поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);
предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) - ..., бабушка (какая?) - ..., дедушка (какой?) - ..., папа (какой?) - ... .
Задание 3.Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Шарф (чей?) - мамин, папин, ... . Шапка (чья?) - тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) - бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины ... .
Задание 4. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа - сын (папа старше, а сын младше), папа - дедушка, дядя - племянник, внук - дедушка.
Задание 5. Дидактическая игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
Задание 6. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Старший - (младший), большой - ..., молодой - ... . Старше - (моложе, младше).
Задание 7. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
Задание 8. Упражнение для пальчиков.
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка. а это я. Вот и вся моя семья! | Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Сжать руку в кулак несколько раз. |
Задание 9. Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья»
Тема «Перелетные птицы»
(4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижом, жаворонком, грачом);
рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки; рассказать, откуда птицы к нам прилетели; во время прогулок научить ребенка узнавать грача и скворца; учить ребенка бережному отношению к живой природе; обратить внимание на сезонные изменения в природе.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)
Задание 3. «Подскажи словечко».
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).
Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Задание 5. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет.)
Задание 6.Дидактическая игра «Узнай по описанию». (Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок ее узнает и называет.)
Задание 7. Пересказать рассказ «Предвестники весны» по вопросам.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Вопросы. Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?
Объяснить ребенку выражение «предвестники весны».
Задание 8. Упражнение для пальчиков
Птички
Птички прилетели, крыльями махали Сели. Посидели и дальше полетели. | Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз. |
Задание 9. Вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить их в альбом.
Апрель
Тема «Наш город. Дом»
(1-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город (поселок), чем он знаменит;
рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);
обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;
во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;
выучить с ребенком свой домашний адрес.
Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).
Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».
Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).
Задание 5. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом - домик, домишко, домище.
Город - городок, городишко, городище.
Задание 6. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. | «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Ладони разворачиваются параллельно друг другу. «Дом». |
Задание 7. Построить из строительного материала (кубиков) город.
Задание 8. Вырезать картинки с изображением родного города (поселка) и вклеить их в альбом.
Тема «Мебель»
(2-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;
назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;
объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;
рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки; рассмотреть мебель в кукольном уголке; попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табуретки, кресла;
вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.
Задание 2.Отгадать загадку и выучить по выбору.
· В квартире нашей новый дом. Живет посуда в доме том.
В нем место есть и для конфет, он называется... (буфет).
· С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота, Со спинкой, а без головы. (Стул)
· По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать, что за штука я? (Кровать)
· Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. (Стол)
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: стул (какой?) - ... , кресло (какое?) - ... , кровать (какая?) - ....
Задание 4. Логические упражнения.
Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Задание 5. Выполнить действия с предметами по указанию взрослого (понимание предложных конструкций).
Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, Между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.
Задание 6. Упражнение для пальчиков.
«Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи. | Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. |
Задание 7. Вспомнить, какая мебель есть в твоем доме (в кукольном уголке, в детском саду).
Задание 8. Сконструировать игрушечную мебель из спичечных коробков.
Задание 9. Вырезать картинки с изображением различной мебели и вклеить их в альбом.
Тема «Рыбы»
(3-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;
рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
· Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
· У родителей и детей вся одежда из монеток.
· Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая?) - ....
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 6.Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Задание 7. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - ....
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.
Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу.
Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками. Задание 14. Вырезать картинки с изображением морских, пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.
Тема «Комнатные растения»
(4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки;
объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль;
обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений;
выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений;
объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вил утром и вечером.
Задание 2. С помощью взрослого сравнить кактус и алое, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребенку несколько видов кактусов).
Задание 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Кактус, герань, незабудка, фикус.
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». - Кактус).
Задание 5. Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).
Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.
Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.
Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
Задание 6. Вместе с ребенком понаблюдать и поухаживать за комнатными растениями дома.
Задание 7. Вспомнить и рассказать, какие комнатные растения есть в детском саду (дома у друзей).
Задание 8. Вырезать картинки с изображением комнатных растений и вклеить их в альбом.
Май
Тема «День Победы»
(1-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день;
вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;
воспитывать уважение к ветеранам войны;
совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
Задание 2.Нарисовать картину на военную тематику.
Задание 3. Вырезать картинки с изображением праздника «День Победы» и вклеить их в альбом.