Методика ознакомления с частью речи «глагол» в начальной школе.
Система изучения глагола в нач. кл.
Осн. задачи изуч. гл.:* формирование понятия о гл. как о части речи* знакомство с изменением гл. по временам , родам и числам*правописание окончаний в 1 и 2 спр.* умение осознанно употреблять гл. в устной и письменной речи* повышение уровня умственного развития детей.
МЕТОДИКА: подготовка проводится в период ОГ. Начинают работу с гл., ЛЗС кот. конкретно( собака бежит) в 1 кл. учатся ставить вопрос к глаголу. Идет пропедевтика изучения времени(благодаря разным вопросам)
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛ. – не имеет времени, лица и т. д. Поэтому эту тему не изучают в 1 и 2 кл. Дети часто путают эту форму с сущ. и прил. Чтобы этого избежать, выполняют упр. по словообразованию( дрожь – дрожать) Учат отличать совершенный вид от несовершенного. Учат писать окончания в 1 и 2 спр.(что сделать?- выполнить, 2 спр. Что сделает? выполнит)
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЧИСЛАМ - требует обратить внимание на смысловую сторону и на формально- грамм. средство выражения числа. Вывод – в ед. ч. гл. обозначает действие 1 предмета, гл. во мн. ч. обозначает действие нескольких предметов, при изменении числа меняется окончание.
ИЗМЕНЕНИЕ ПО ВРЕМЕНАМ- 3 кл. Раскрывают сущность временной формы, сопоставляя время совершения действия относительно момента речи. Основной показатель – вопрос, на кот. отвечает глагол. Обращается внимание на суффикс л прошедшего времени
ИЗМЕНЕНИЕ ПО ЛИЦАМ- знакомятся с понятием «лицо» при изуч. местоимений. Это помогает детям освоить лицо глагола. По лицам гл. изменяется только в будущем и настоящем времени! Даются сочетания: я пою, ты поешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют. Дети убеждаются, что в зависимости от местоимения меняется и лицо гл. Затем составляется таблица личных окончаний гл., кот. дети пользуются для определения лица и числа гл.
СПРЯЖЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ- сначала сравнивают слова с ударными окончаниями гл. Узнают, что для одних характерны окончания с буквой е и ут – ют, для других с буквой и и ат-ят. Обращают внимание детей на эту связь. Дети узнают, что в зависимости от окончания все гл. делятся на 1 и 2 спр. У глаголов с ударным окончанием спр. определяется по самому окончанию, у остальных глаголов спрю узнают по неопределенной форме гл. Выработка навыка проверки безударных личных окончаний гл.
2. Методический анализ материала на с. 84-85 “Русской азбуки”
План:
1.Какие виды материала представлены на стр. учебника?
2. Какого худ. значение предметных и сюжетных картин? какого их дидактическое значение?
3. Какие словесные и текстовые материалы представлены на указанных стр.?
Перечислите возможные виды работ. какие слова следует выделить, для проведения звукового анализа? почему?
4. Какова последовательность работы с представленными на стр. материала, на уроке обуч., грамоте?
5. Потребуется ли доп. дидактические материалы и наглядные пособия, к тому, что имеется на стр. учебника?
Билет№28
1. Задачи, содержание и организация работы на подготовительном периоде обучения грамоте.
1. Первоначальное знакомство первоклассников с понятиями
«речь», «предложение», «слово», «звуки речи», «слог», «ударение».
2. Ознакомление с отличительными признаками гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, глухих и звонких. Развитие фонематического слуха детей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКАМ ПО «АЗБУКЕ» И «МОИМ ПЕРВЫМ ТЕТРАДКАМ»
В соответствии с этим планированием период обучения грамоте завершается к концу февраля – началу марта.
1 Методический комментарий к проведению уроков чтения и письма не ставит своей целью обеспечить учителя готовыми конспектами уроков. Он поможет в организации и проведении основных этапов уроков, даст постраничные разъяснения к упражнениям Азбуки и Прописей, примерный дополнительный дидактический материал.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
3. Знакомство с действием звукового анализа слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками. Знакомство со слогом как удобным способом произнесения звуков слова по частям порциям, слогообразующей ролью гласных, ударением и его смыслоразличительной ролью.
4. Знакомство с гигиеническими правилами письма: правильной посадкой, положением тетради, руки и ручки во время письма. Освоение названий и написания основных элементов букв рукописного шрифта. Знакомство с ориентировочной основой письма: нахождение точки начала и направления движения руки при письме, точки окончания движения. Развитие зрительно-пространственных представлений, умения вычленять основные элементы и их расположение в рукописных буквах. Упражнения в развитии
мелкой моторики руки.
5. Развитие коммуникативно-речевых умений первоклассников, знакомство с основными требованиями к речи: быть понятной и вежливой. Практическое знакомство со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения. Работа над звуковой культурой речи: четким звукопроизношением, интонаци*
ей, темпом и силой голоса.