Тема: Дифференциация звуков И, Ы
1. Учить детей различать звуки И, Ы.
Игра «Один—много».
Звук Ы: Звук И:
коза — козы мак — маки
шар — шары лак — лаки
ваза — вазы маска — маски
рама — рамы рука — руки
оса — осы
Разберем картинки: бусы, весы, розы, шары; маки, соки, носки (И, Ы).
Нарисуй сам предметы, в названии которых есть звуки (И, Ы).
С названием картинки придумай предложение. Дать образец. Способствовать желанию детей наращивать предложение за счет прилагательных.
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Подуй на шарик, удержи его в воздухе.
Найди и исправь ошибки художника.
Соедини картинки одной линией. Звуки И, Ы.
Посмотри, запомни, повтори. Дикие звери (от 4 до 6).
Закончи предложение: Я пошла.... Я увидела.... Я съела....
Мы ушли.... Ты увидел.... Мы играли....
ФЕВРАЛЬ. I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Закончи.
Я назову звук - ты слово (М, П, Т, К,С).
Сравни две машины и найди пять отличий.
Игра с мятом «Один—много» (по теме «Транспорт»).
Придумай предложение по предметной картинке «Транспорт».
ВТОРНИК
Тема: Звук 3
1. Учить отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком 3.
2. Игры на развитие фонематического восприятия. Хлопни, если в слове услышишь звук 3: зайка, дом, зал, замок, лук, рак, коза, мак, сова, зонт.
3. Кто больше придумает слов с новым звуком 3? За каждое придуманное слово — фишка. Учить детей определять звук 3 в слове (в начале и в середине). 3 - зайка, забор, звезда. 3 — роза, коза, ваза.
СРЕДА
Продолжи ряд
Придумать слова к схеме;
Найдите картинки, в названии которых есть звук 3.
Отгадай, что я делаю? (Действия логопеда с предметами.)
Подбери слова: машина — какая? самолет - какой?
Ответь на вопрос «Что делает самолет, машина, корабль?»
ЧЕТВЕРГ
Тема: Транспорт
1. Уточнить знания детей о видах транспорта. Дидактигеская игра «Едет, плывет, летит».
2. Познакомить с классификацией: водный; наземный подземный; пассажирский; грузовой; воздушный; городской.
3. Игра «Путешествие». Дети выбирают любой вид транспорта и рассказывают, куда они поедут. Работа над формированием связной речи (на уровне предложения).
Расскажи, на каком виде транспорта ты добираешься до детского сада.
ПЯТНИЦА
Разберем картинки. Отобрать только те названия, в которых есть звук 3.
Посмотри, запомни и сделай так же.
Картинки: машина, автобус, трамвай, поезд, самолет. Ребенку предлагают посмотреть на образец и сделать так же.
Расскажи, как ты добираешься до детского сада.
ФЕВРАЛЬ. II неделя.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Игра. Я назову звук, вы слово (М, П, Т, К, С)
Назови лишнюю картинку. Объясни, почему? Дидактигеекая игра «Четвертый лишний».
Игра с мягох «Один-много»: дом - дома; улица - улицы; мост - мосты; река - реки.
Расскажи, что ты знаешь о городе, в котором ты живешь. (Информация для родителей.)
ВТОРНИК
Тема: Мой город
1. Уточнить знания детей о городе, в котором они живут: название города; название главкой улицы, площади, улицы, проспекта, реки; узнавание знакомых мест; экскурсия по галерее; достопримечательности нашего города.
2. Сравнение улиц старого и нового города. Сходства и различия.
3. Предложить детям нарисовать план своей улицы: название улицы; номер дома; какие магазины и какие исторические памятники есть на твоей улице.
СРЕДА
Игра.Закончи слово,
ма-к, са—д, су - к
па -, та-, ка-,
мо— , то —, по —.
му — , па — , ко — .
Игра «Кто позвал?». Учить детей менять силу, тембр, интонацию голоса
1 дом, 2 дома, 5 домов.
1 улица, 2 улицы, 5 улиц.
1 река, 2 реки, 5 рек.
1 мост, 2 моста, 5 мостов.
Рассказ на тему «Моя улица» по плану.
ЧЕТВЕРГ
Тема: ЗвукиС, 3
1. Продолжить учить детей дифференцировать согласные звуки С, 3.
2. Учить выделять звуки С, 3 на фоне слова и из слова; в начале слова.'
3. Учить отбирать картинки, придумывать слова к заданным звукам
4. Анализ и синтез слова СОК. Составление схемы этого слова.
Схема:
5. Предложить нарисовать предметы, в названии которых есть звук С, 3.
Звук С. Звук 3.
Придумать предложения с названиями предложенных картинок (солнце, зонт).
ПЯТНИЦА
Соедини картинки со звуком С - синим цветом, со звуком 3 — зеленым. Ребенку предлагается карточка с изображением предмета на звук С (3).
Сравни два дома и назови 5 отличий. Высокий — низкий; пяти-, — десятиэтажный; кирпичный — блочный; серый — красный.
Путешествие по городу на экскурсионном автобусе.
ФЕВРАЛЬ. Ill неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Развяжи узелки на большой и маленькой веревке.
Соедини картинки (звуки С, 3).
Игра «Кто позвал?» Учить детей менять интонацию, силу голоса, тембр.
Ответь на вопрос: что делает защитник Отечества (пограничник; летчик; моряк).
Каким должен быть защитник Отечества (смелым, сильным, ловким)?
ВТОРНИК
Тема: Звук Ц
1. Учить детей отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком (Ц).
2. Анализ и синтез слогов ац, щуц, щ.
3. Придумать слова (звук в начале и середине слова): цветок, кольцо, цапля, яйцо.
4. С названием картинки придумать предложение (дать образец). Учить детей за счет прилагательных наращивать предложение.
СРЕДА
Кто быстрее заплетет и расплетет косички и завяжет бантик.
Закончи слово: са.... со.... суза.... зозу...; ци.... ца....
Сравни двух солдат: чем похожи, чем отличаются. Назови 5 отличий.
Какая техника нужна защитникам Отечества? Морякам — корабли; летчикам — самолеты; танкистам — танки.
Составление рассказа по серии картин «На границе».
ЧЕТВЕРГ
Тема: Защитники Отечества
1. Дать детям знания о защитниках Отечества.
2. Познакомить с техникой, которая помогает служить защитникам Отечества, охранять границы (летчики летают на самолетах, моряки плавают на кораблях и т. д.).
3.
Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам Отечества.
4. Рассмотреть иллюстрации о прохождении военной службы российских солдат.
ПЯТНИЦА
Игры с пальчиками: Пальчики уснули. В кулачки свернулись. Раз, два, три, четыре, пять — захотели поиграть
Заполните лепестки цветка.
Посмотри, запомни, повтори: солдат, летчик, моряк, танкист, погоаничник.
Игра с мягом «Один—много»: летчик — летчики; моряк — ...; танкист — ....
Расскажи, кто что делает? По картинкам. Летчик — летает на самолете....
ФЕВРАЛЬ. IV недоля
ПОНЕДЕЛЬНИК
Игры детей с мелкими предметами (мяч, шарик, карандаш).
Соедини красной линией картинки, в названии которых есть звук С, синей — картинки, в названии которых есть звук З.
Небылицы. Слушай и поправляй. Образец: Пошла Таня в лес, надела шапку, шубку, валенки и собрала целый букет; ромашек.
Игра с мягом «Один—много».
Придумай предложение со словом «зима».
ВТОРНИК
Тема: Беседа о зиме
1. Закрепил» знания детей о характерных признаках зимы.
2. Вспомнить о явлениях живой и неживой природы.
3. С опорой на наглядность вспомнить зимние забавы детей, новогодний праздник, жизнь зверей, птиц зимой. Забота человека о птицах зимой.
4. Рисунок детей на тему «Прощание с зимой».
Схема для составления рассказа о зиме
План рассказа:
1) характерные признаки;
2) жизнь зверей в лесу;
3) зимние птицы;
4) игры детей; эмоции.
СРЕДА
Кто быстрее наденет бусы на ниточку, учитывая чередование цвета.
Я назову звук, пы — слово. Звуки С, 3, Ц.
Посмотри, запомни, повтори. Последовательно назвать от трех до пяти — шести картинок.
Ответь на вопрос. Что делает? Человек — ...; птицы — ...; животное — ...; звери — ....
Придумай предложение с опорой на схемы предлогов: под, над, в.
ЧЕТВЕРГ
Тема: звуки С, 3, Ц
1. Учить детей различать звуки С, 3, Ц.
2. Закрепить понятие «согласные звуки».
3. Учить детей придумывать слова, отбирать картинки с заданным звуком.
4. Учить детей выделять заданный звук на фоне слова и из слова, определять место звука в слове (в начале слова, в конце слова).
5. Учить детей придумывать предложения по предметным картинкам. Дать образец: сок О—•; оса — О—; нос — О.
ПЯТНИЦАI
Выкладывание из мозаики знакомых букв.
Отгадай на ощупь, какие буквы выложены из мозаики. Придумай слова с этими буквами.
Игра «Эхо». Воспроизведение шепотной речи.
Игра с мячом «Большой—маленький»: стол — столика, окно — окошечко.
Рассказ детей на тему «Прощание с зимой».
МАРТ. I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Плетение косичек. Завяжи бантики куколкам.
Цветок для мамы. Заполни рисунками.
Найди пять отличий, сравнивая две фотографии девочек.
Подбери слово к слову «мама» — какая?
Расскажи о своей маме, какая она?
ВТОРНИК
Тема: Беседа о маме
1. Воспитывать чувство любви, нежности к маме — самому дорогому и близкому человеку.
2. Учить детей подбирать слова к слову «мама»: мама — какая?
3. Рассказать детям о профессиях, которые называются женскими (учительница, воспитательница, врач, повар и т- д.).
Схема для составления рассказа о маме
План рассказа:
1) имя, отчество мамы;
2) описание внешнего вида;
3) профессия мамы;
4) за что я люблю маму?
СРЕДА
Из мозаики составь цветы для мамы. По образцу выполни штриховку.
Я назову звук, вы - слово (А, О, У, И, М, П, Т, К, С, 3, Ц).
Игра «Эхо». Воспроизведение шепотной речи
Кто больше скажет друг другу добрых слов.
По схеме составь рассказ о маме.
ЧЕТВЕРГ
Праздник — День 8 Марта.
ПЯТНИЦА
Разорви бумажку на мелкие кусочки.
Закончи слово: ма — к; са - д; па — рк; ко -; пу -; за —; су —; ца —; та -.
Расскажи, что изменилось на улице? (Календарь погоды, посадки, иллюстрации).
Игра смятом «Один—много»: мяч — мячи; кукла - куклы; дом-дома.
Расскажи, как ты и папа поздравили маму.
МАРТ. II неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Я назову звук, вы — слово. Звуки С, 3, Ц. За каждое правильно придуманное слово - фишка.
Игра «Кто позвал?». Учить детей менять тембр голоса, интонацию.
Подберите слова к слову «весна» - какая? Тающая, поющая, журчащая...
Придумай предложение со словом «весна».
ВТОРНИК
Тема: Ранняя весна
1. Уточнить знания детей о характерных признаках весны.
2. Расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы весной: мир растений; мир животных; мир птиц.
3. Учить детей подбирать точные слова к слову «весна». Весна - какая?
4. Работа над формированием связной речи.
Схема для составления рассказа о весне
План рассказа
1) приметы весны;
2) одежда весной;
3) игры весной;
4) эмоции.
СРЕДА
Соедини картинки, названия которых начинаются со звука С (3, Ц).
Игра «Эхо». Воспроизведение шепотной речи.
Игра с мягом «Один—много»: дом — дома; сок — соки.
Составление рассказа «Прогулка весной» (серия картинок).
ЧЕТВЕРГ
Тема: Звуки С, 3, Ц
1. Учить различать понятия «гласные и согласные звуки».
2. Учить придумывать слова, отбирать картинки с заданным звуком (С, 3, Ц).
3. Учить определять место звука в слове.
4. Работа над формированием связной речи.
С названием предметной картинки придумать предложение. Дать образец. Способствовать умению наращивать предложения.
Образец: 1. Коля пускает кораблик в луже. 2. Коля пускает кораблик в большой луже.
ПЯТНИЦА
Придумай слова, которые подходят к схеме:
Посмотри, запомни, сделай так же.
Закончи предложение: Наступила.... Прилетели.... Распустились .... Дети пускают.... Снег растаял....
Придумай рассказ на тему «Таня на прогулке» с опорой на предметные картинки.
МАРТ. III неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Разберем картинки. Выбирай, с каким звуком будешь отбирать картинки.
Назови пять отличий, сравнивая две картинки.
Расскажи, кому нужны эти предметы. Повару — кастрюля; портнихе — иголка.
Расскажи, кем работает твои родители, что они делают?
ВТОРНИК
Тема: Профессии
1. Уточнить знания детей о профессиях тех людей, которые работают в детском саду.
2. Вспомнить, какую пользу они приносят своим трудом.
3. Предложить рассказать о профессиях своих родителей.
4. Подвести детей к пониманию того, что каждая профессия значима и необходима для всех.
5. Предложить нарисовать себя в будущей профессии.
Схема для составления рассказа о профессии
План рассказа:
1) название профессии;
2) что делает?
3) какую пользу приносит людям? Дать образец рассказа.
СРЕДА
АПРЕЛЬ, I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Разберем картинки: звук Ш, звук 3, звук А, звук С.
Найди две одинаковые птицы. Две ласточки, два грача, два скворца.
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
С названием одной из птиц придумай предложение.
ВТОРНИК Тема: Перелетные птицы
1. Уточнить знания детей о перелетных птицах.
2. Расширить представление о жизни перелетных птиц.
3. Сравнить зимующих птиц с перелетными. Установить сходство и различие.
Схема для составления рассказа о перелетных птицах
План рассказа:
1) зимующая или перелетная птица;
2) внешнее описание;
3) чем питается;
4) где живет - дупло, гнездо, скворечник.
СРЕДА
Дорисуй.
Слушай и выполняй. Хлопни, если в слове услышишь звук Ш. Цепочка слов.
Где звенит колокольчик? (Справа, слева, сзади...)
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Грач - какой? Синичка - какая? Воробьи — какие?
Д/з. Выучи загадки о птицах.
ЧЕТВЕРГ
Тема: Звук ж
1. Закрепить знания о понятии «согласные звуки».
2. Учить детей отбирать картинки, придумывать слова (звук Ж).
Анализ и синтез слова ЖУК. Работа над схемой. Схема:
3. Игра. Думай и рисуй (звук Ж).
Работа над связной речью. С названием предметной картинки придумать предложение.
ПЯТНИЦА
Найди лишнюю картинку, убери ее: шар, шапка, собака, шкаф.
Посмотри, запомни, повтори: снегирь, воробей, голубь, сорока, скворец, грач, соловей, ласточка, кукушка.
Игра с мягом «Один—много» (по теме «Птицы»).
Составление описательного рассказа о птице (по выбору детей).
АПРЕЛЬ. II неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Пишем буквы на манной крупе.
Придумываем слова с теми звуками, буквы которых написаны на крупе.
Что изменилось в кабинете? Назови новые картинки.
Подбери слова к слову: мак — какой? роза — какая? колокольчики — какие?
Составление описательного рассказа о цветах (по схеме).
ВТОРНИК
Тема: Весенние цветы
1. Закрепить знания детей о первых весенних цветах, знать названия (мать-и-мачеха, подснежники), строение цветка (корень, стебель, лист, цветок).
2. Сравнить мать-и-мачеху с подснежниками, найти сходства и различия.
3. Украсить полотно весенними цветами.
4. Классифицировать цветы: садовые; полевые: луговые; лесные; комнатные.
5. Составление загадок описательного характера (по плану логопеда).
6. Составь букет из весенних цветов.
СРЕДА
Развяжи узелки на толстой и тонкой веревках.
Заполни лепестки цветка рисунком.
Соедини цветы садовые красной линией, а полевые синей.
Игра с мягом «Один-много»: роза — ...; ромашка - ...; колокольчик — колокольчики.
С названием цветка придумать предложение. Наращивание предложений за счет прилагательных.
ЧЕТВЕРГ
Тема: Дифференциация звуков Ш, Ж
1. Учить детей дифференцировать звуки Ш, Ж.
2. Учить выделять заданный звук на фоне слова и из слова, определять место звука й слове.
— - шар, жук;
— — - кошка, кожа.
Анализ и синтез слов ШАР, ЖУК.
Схема:
Игра «Цепочка слов». Хлопни, если в слове услышишь звук Ш (Ж). Цепочка слов: сад - шар - нос - жук - коса - кошка.
Найдите лишнюю картинку: шар, шапка, шуба, жук, кошка; жираф, жук, жаба, шарф, кожа, ежи.
С названием картинки придумать предложение.
ПЯТНИЦА
Расплети и снова заплети косичку у куколки. Завяжи бантик.
Придумай слово к схеме: О # О
По схеме (плану) найди, где спрятана корзинка с цветами.
Игра «Я садовник». Ищу цветок с белыми лепесточками, желтой серединой, длинным стеблем, резными листочками (это ромашка).
Творческий рассказ «Цветы для мамы».
АПРЕЛЬ. III неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Обведи свою левую ладошку и одень ее в «перчатку» — сделай пальчики разноцветными.
Я буду называть слова, ты хлопни, если в слове услышишь звук Ш.
Кто позвал? Учить менять тембр голоса, интонацию, силу.
Назови имя мальчика или девочки ласково: Саша - Сашенька — Санечка — Сашуля.
Придумай предложение со словом «весна».
ВТОРНИК