Образец заполнения графика работы учителя-логопеда с детьми
Дни недели | Подгрупповая работа | Индивидуальная работа | Организационная работа |
Понедельник | 30 мин | Зч | 30 мин |
Вторник | 46 мин | 2 ч 45 мин | 30 мин |
Среда | 30 мин | Зч | 30 мин |
Четверг | 45 мин | 2 ч 45 мин | 30 мин |
Пятница | Зч15мин | 30 мин | |
Всего: | 2 ч 30 мин | 14 ч 45 мин | 2 ч 45 мин |
Всего: 20 часов в неделю.
ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование работы с детьми составляется учителем-логопедом на основе задач коррекционной и общеобразовательной программ.
Современное российское общество предъявляет к воспитанию подрастающего поколения новые требования: растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. Эти требования непосредственным образом связаны с формированием эмоционально-потребностной сферы ребенка, его взаимоотношениями с другими людьми — детьми и взрослыми. Вместе с тем педагогический коллектив некоторых дошкольных учреждений с трудом переходит от использования унифицированной образовательной программы к вариативным программам в контексте методологии развивающего образования.
Виды программ
Комплексные (включают в себя все основные направления развития ребенка).
Парциальные (включают в себя одно или несколько направлений развития ребенка).
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
Сегодня педагогический коллектив вправе самостоятельно выбирать программу для работы с детьми. Многие коллективы выбрали такие программы, как «Детство», «Радуга», «Сообщество», «Развитие». Названные программы отражают идеологию педагогики развития и являются средством развития познавательной мотивации, способностей личности ребенка, его образа мира и обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном возрасте.
Особый интерес вызывает образовательная программа «Школа 2100», созданная коллективом ученых и практиков под руководством академика РАО А. Л. Леонтьева.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Содержание ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствует российским культурным традициям.
Разделы программ включают в себя развитие речи ребенка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Программа «Школа 2100»ориентирована на следующее:
— развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников;
— развитие способностей у ребенка;
— формирование творческого воображения;
— развитие коммуникативности.
Программа обеспечивает:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
— эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— интеллектуальное развитие ребенка;
— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
— оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.
Анализ планированияучебно-воспитательной и коррекционной работы аттестуемых учителей-логопедов показал, что содержание занятий, отбор программных задач, дидактического материала ориентированы на всех детей, без учета индивидуальных особенностей интеллектуальных и речевых возможностей.
Примечание: Автор книги является экспертом Городской аттестационной комиссии Санкт-Петербурга по аттестации учителей-логопедов.
Автор предлагает календарное планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом результатов диагностики.
При планировании использовались современные методики и технологии развивающего обучения, учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка. Например:
Тема: Звук С.
Коррекционные задачи:
1. Познакомить детей с новым звуком (звук С).
2.Учить детей выделять звук С на фоне слова и из слова; отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
3. Учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Таблица 1
Низкий уровень (с) | Средний уровень (з) | Высокий уровень (к) |
На полотне картинки: санки, самолет, соль, сом, снеговик. Логопед называет картинки, выделяя звук С:сссанки. Вопрос: Какой звук слышится в каждом слове? Ответ: Звук С. Вопрос: Где вы слышите звук Св словах: санки, самолет, соль, сом, снеговик (в начале, в середине, в конце слова)? Ответ: В начале слова. Задание: Нарисуйте предмет, в названии которого есть звук С. | Логопед: Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Я назову слова, этот звук вы услышите в каждом слове. Слушайте! Нос, пёс, сок, сом, сон, соль, суп. Слова произносятся медленно, выделяется звук С. Логопед: Вспомните слова, которые начинались со звука С(сом, сок, сон, соль, суп). В словах «нос», «пёс» где слышится звук С(в начале, в середине, в конце слова)? Ответ: В конце слова. Задание: Найдите в группе предметы, в названии которых есть звук С. | Логопед: К нам на занятия пришла кукла Соня. Она принесла вам свои рисунки (раздает детям листы бумаги с изображением снеговика, солнышка, снегиря). Что нарисовала Соня? Дети называют. Логопед: Какой звук слышится в названии каждой картинки? Дети: звук С. Логопед: Где слышится звук Св словах: солнышко, снеговик, снегирь (в начале, в середине, в конце слова)? Ответ: В начале слова. Задание: Нарисуй рисунки для Сони, но так, чтобы звук Сбыл в начале, середине, в конце слова. Справитесь? Рисуйте... с- -с-,-с |
Важно отметить, что даже в одной подгруппе дети разные. И надо обладать высоким профессионализмом, чтобы продумать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Доброжелательность, чуткое и внимательное отношение к воспитанникам создает чувство комфортности, эмоционального и психологического благополучия. Форма проведения — игра, v тактика общения — сотрудничество.
Повторная диагностика, которая проводится с 1 по 20 января, показывает значительную динамику развития каждого ребенка.
Обследование детей проводится по той же схеме. Участники проведения диагностики те же. Результаты вторичной диагностики обсуждаются на рабочем совещании.
По итогам диагностики комплектуются подгруппы, заполняется Лист занятости, определяется временная нагрузка в день, неделю, на каждого ребенка.
Заключительная диагностика проводится в мае. На основе полученных результатов учитель-логопед планирует, кому из детей требуется повторное пребывание в логопедической группе, а кто выпускается в школу, в детский сад.
Важно отметить: если ребенок при вторичной диагностике получил высокий результат, то он не нуждается в тщательной диагностике. Обследуются те дети, которым продлевается срок пребывания на второй год. По результатам диагностики учителю-логопеду легче написать обоснование для продления и представить ребенка на комиссии.
Вывод
Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь (медикаментозное лечение, массаж, ЛФК и т.д.).
Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, навряд ли можно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду. Диагностика помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого воспитанника.
Диагностика развития неречевых и речевых психических функций ребенка с общим недоразвитием речи является обязательным компонентом дошкольного воспитания и обучения. Она во многом определяет систему межличностных отношений ребенка с педагогами ДОУ, родителями, сверстниками. В связи с этим коррекционная работа с детьми данной категории строится с учетом пластичности и подвижности психических процессов в детском возрасте, а также особенностей их протекания при нарушенном онтогенезе. Создание педагогами и родителями предметно-развивающей среды помогает успешно преодолевать имеющиеся недостатки речи и овладеть базовыми знаниями и умениями для школьного обучения.
Известно, что вопросы содержания, планирования и проведения диагностики связаны с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы.
Прежде всего диагностика развития ребенка проводится с целью определения интеллектуального, речевого развития, особенностей таких когнитивных и личностных сфер ребенка с ОНР, как способности, наклонности, интересы. Обеспечивается преемственность деятельности учителя-логопеда, специалистов, педагогов ДОУ.
Результаты диагностики помогают при отборе методов, приемов и технологий логопедического воздействия, а также при планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми.
Организационные вопросы связаны с комплектованием групп, заполнением Листа занятости, составлением графика работы учителя-логопеда с детьми, выбором форм сотрудничества с родителями.
Диагностика проводится три раза в год (сентябрь, январь, май).
Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и своевременно оказывать квалифицированную помощь.
Автор предлагает примерное календарное планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми 5-6 лет с диагнозом; фонетико-фонетическое недоразвитие речи.
Списочный состав; 14 человек.
По результатам первичной диагностики скомплектованы три подгруппы:
Группа №1 -с пограничным уровнеммежду средним и высоким уровнем (интеллектуального и речевого развития) - 5 человек.
Группа №2 -со средним уровнем(интеллектуального и речевого развития) — 5 человек.
Группа№3-с низким уровнем(интеллектуального и речевого развития) — 4 человека.
Естественно, что у вас по результатам диагностики может быть четыре, а может и две подгруппы. Есть дети, которые не могут удержаться в подгруппе в силу своих индивидуальных особенностей (агрессивные, двигательно-расторможенные), и учитель-логопед планирует индивидуальную работу с таким ребенком.
За вами право, по какому Принципу комплектовать подгруппы:
а) с учетом возрастных особенностей;
б) с учетом логопедического диагноза.
(а) По таким признакам комплектуются группы, если в списке дети 3-4; 1-5 лет, т.е. двух возрастов.
(б) В одной группе дети с разными логопедическими диагнозами: ФФНР, ОНР. Такие группы мы называем смешанными.Старайтесь, чтобы в вашем списке были дети одного возраста и с одним логопедическим диагнозом. В этом случае вам легче будет составлять календарное планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы С детьми.
Предложенное автором планирование составлено с учетом следующих задач:
- Образовательнойпрограммы:
Школа 2100 (Под научной редакцией А.А.Леонтьева) М.: Баласс, 1999;
Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке.
— Коррекционнойпрограммы:
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения ивоспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа). М., 1993;
Р.Б Стеркина, О.Л.Князева. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.
А также с использованием современных методик и технологий развивающего обучения:ТРИЗ, А.А.Воскобовиц, Мнемотехника и т. д.
При отборе общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач автор учитывает возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также структуру речевого дефекта.
Автор предлагает игры и упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, лексики, грамматики, фонематических процессов, развитие звукового анализа и синтеза, схемы для совершенствования связной речи.
Т.А.Ткаченко в книге «В первый класс — без дефектов речи» (СПб.: Детство-Пресс, 1999) предлагает схемы для составления детьми описательных рассказов. С опорой на наглядность детям легче составлять рассказ и придерживаться плана.
В предложенном мною календарном плане, дети самисоставляют схемы и постепенно, по наводящим вопросам, заполняют рисунками клетки (от 4 до 8) в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей и умения пользоваться карандашом. Важно отметить, что дети рисуют только простым карандашом. Схемы подобраны с учетом прохождения лексических тем.
Например: Тема «Зимующие птицы» (см. Январь, IV неделя, высокий уровень).
Вопросы учителя-логопеда к детям: Назовите, какие птицы прилетают зимой к кормушке:
Ответ: Снегири, воробьи, голуби, синички.
Инструкция; В первой клетке нашей схемы нарисуйте любую зимующую птицу (показать, как рисовать контур птицы).
Учитель-логопед: Попробуем сравнить человека и птичку. Чем они отличаются?
У человека: У птички:
голова - головка
руки — крылья
туловище — туловище
грудь - грудка
ноги — лапки
кожа — перышки
У человека нет... У птички есть хвостик.
Человек, чmo делает? Птичка что делает?
Бегает, ходит, скачет. Прыгает, летает, скачет.
Инструкция: Во второй клеточке нарисуйте части тела птички. Вспомните, что есть у птички.
Вопрос: Чем питаются птицы зимой?
Ответ: Ягодами, булкой, семечками.
Инструкция: Нарисуйте в третьей клеточке нашей схемы, то что вы назвали.
Вопрос: Как мы можем помочь птицам зимой?
Ответ: Кормить птиц семечками, зернышками, сделать кормушки.
Инструкция: В четвертой, последней, клеточке нарисуйте свою ладошку.
Практика показала, что по собственным рисункам детям легче составить рассказ, они не нуждаются впомощи логопеда.
Рассказы записывались на диктофон в начале и в конце года. Дети отмечали, что вначале года они составляли рассказ из 2-3 предложений, а в конце из 10-12.
Дети любят себя слушать, отмечать ошибки, самостоятельно давать оценку своему творчеству. Учитывая, что ведущей деятельностью является игра(в плане вы увидите разнообразные игры с мячом), автор использует эту особенность при проведении физкультурных минуток.
Например: Назови обратное по смыслу слово.
Цель игры: Учить ребенка сочетать движение со словом, подбирать слова, обратные по своему смысловому значению.
Правила игры: Учитель-логопед бросает мяч ребенку, называя слово: «Хороший». Ребенок, поймав мяч, вспоминает слово, противоположное по смыслу и, бросая мяч логопеду, называет слово: «Плохой». На первом этапе обучения ведущая роль отводится учителю-логопеду, т.к. он называет: прилагательные, глаголы, наречия (пришел - ушел; умный — глупый; много — мало).
Во второй половине года, а может быть, и раньше, на роль ведущего назначается ребенок.
Для развития фонематическихпредставлений разработаны авторские игры: «Рулетка», «Говорящий кубик», «Цветик-семицветик» и т. д.
При планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы большое внимание уделяется вариативностиобучения:
- комплексныезанятия с участием психолога, педагога, музыкального руководителя;
- практическиезанятия (готовим сок, винегрет, угощение);
- разыгрываются ситуации(«Неожиданные гости» - как ихвстретить? «Телефонный разговор» - что спросить?).
На таких занятиях закладываются основы коммуникативных навыков,развивается диалогическая речь.
Сегодня логопед имеет возможность использовать на подгрупповых занятиях технические средства. Дети слушают шум моря, звуки леса, пение птиц, голоса животных. Слушать и слышать — одна из важнейших задач коррекционной работы с детьми.
Вашему вниманию предлагается планирование подгрупповых и индивидуальных занятий с учетом данных диагностики.
Автор предлагает индивидуальную работу по развитию артикуляционного аппарата, постановке и автоматизации звука планировать следующим образом:
Таблица 2
Индивидуальная работа
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Иванов Вася | Общая артикуляционная гимнастика на развитие подвижности мышц губ, языка. Специальная на постановку свистящих. | |||||
Петров Коля | Автоматизация звука С в слогах: ста, сто... | Автоматизация звука С в слогах: са, со, су, си. | ||||
Сидорова Лена | Автоматизация звука С в словах: сад, сок, сын, суп. |
Индивидуальная работа планируется отдельно от календарного планирования.
Автор напоминает, что данное планирование не является обязательным для работыс детьми.Это попытка помочь начинающим специалистам (учителям-логопедам), которые, естественно, внесут в планирование свое творчество, свои оригинальные игры, задания, уникальные методы и приемы.
Остается пожелать удачи, творчества и преданной любви к детям и к своему делу.
Таблица 3
Распределение подгрупповой и индивидуальной работы с детьми
Диагноз: Фонетическо-фонематическое недоразвитие речи
Дата «____» _________________________________ | |||||
Подгруппы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Подгрупповые занятия | |||||
Высокий уровень | Тема: Лексика 9.00-9.30 | Тема: Звук 9.00-9.30 | |||
Средний уровень | Тема: Лексика 9.00-9.25 | Тема: Звук 9.00-9.25 | |||
Низкий уровень | Тема: Лексика 9.30-9.50 | Тема: Звук 9.30-9.50 | |||
Индивидуальные занятия | |||||
Высокий уровень | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа со всеми детьми | ||
Средний уровень | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа с самими тяжелыми по звукопроизношению | Индивидуальная работа | Выборочная индивидуальная работа с самими тяжелыми по звукопроизношению | |
Низкий уровень | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа |
Примечание. Тема для всех групп одна и та же, а подбор программных задач, дидактического и речевого материала разный, с учетом данных диагностики.
Примерное тематическое планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми (на учебный год)
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты «По дороге к азбуке» |
Сентябрь | IV неделя | Занятие № 1 | Детский сад | Занятие № 2 | Семья | № 19, 20, 50 |
Октябрь | I неделя | Занятие № 3 | Осень | Занятие № 4 | Фрукты | № 5, 6, 9, 10 |
Октябрь | II неделя | Занятие № 5 | Овощи и фрукты | Занятие № 6 | Звуки А, У | № 7, 8, 9, 10, 11 |
Октябрь | III неделя | Занятие № 7 | Игрушки | Занятие № 8 | Звуки А, у | № 2 |
Октябрь | IV неделя | Занятие № 9 | Прогулки по осеннему лесу | Занятие № 10 | Одежда | № 26, 27 |
Ноябрь | I неделя | Занятие № 11 | Дары осени | Занятие № 12 | Звук Н | |
Ноябрь | II неделя | День согласия | Занятие № 13 | Звук *)* | ||
Ноябрь | III неделя | Занятие № 14 | Посуда | Занятие № 15 | Гласные звуки | № 21, 22 |
Ноябрь | IV неделя | Занятие № 16 | Беседа об осени | Занятие № 17 | Гласные звуки | |
Ноябрь-декабрь | V неделя | Занятие № 18 | Прощание с осенью | Занятие № 19 | Звук М | |
Декабрь | I неделя | Занятие № 20 | Зима (начало) | Занятие № 21 | Звук М | № 30 |
Декабрь | II неделя | День Конституции | Занятие № 22 | Согласные звуки | ||
Декабрь | III неделя | Занятие № 23 | Домашние животные и их детеныши | Занятие № 24 | Гласные и согласные звуки | № 33, 34 |
Декабрь | IV неделя | Занятие № 25 | Новый год | Праздник: Новый год | ||
Январь | I неделя | Каникулы | ||||
Январь | II неделя | Занятие № 26 | Подарки Нового года | |||
Январь | III неделя | Занятие № 27 | Зимние забавы | Занятие № 28 | Звук С | |
Январь | IV неделя | Занятие № 29 | Зимующие птицы | Занятие № 30 | Звук С | № 35, 36 |
Январь | V неделя | Занятие № 31 | Дикие звери | Занятие № 32 | Звуки И-Ы | № 31, 32 |
Февраль | I неделя | Занятие № 33 | Транспорт | Занятие № 34 | Звуки С-З | № 43, 44, 55 |
Февраль | II неделя | Занятие № 35 | Наш город | Занятие № 36 | Звуки С-З | № 46, 47 |
Февраль | III неделя | Занятие № 37 | Защитники отечества | Занятие № 38 | Звук Ц | |
Февраль | IV неделя | Занятие № 39 | Беседа о зиме | Занятие № 40 | Звуки С, З, Ц | № 30 |
Март | I неделя | Занятие № 41 | Беседа о маме | Занятие № 42 | Праздник 8 марта | |
Март | II неделя | Занятие № 43 | Беседа и весне | Занятие № 44 | Звуки С, З, Ц | № 51, 52 |
Март | III неделя | Занятие № 45 | Профессии | Занятие № 46 | Звук Ш | № 53, 54 |
Март | IV неделя | Занятие № 47 | Предлоги | Звук Ш | ||
Апрель | I неделя | Занятие № 48 | Перелетные птицы | Занятие № 49 | Звук Ж | |
Апрель | II неделя | Занятие № 50 | Весенние цветы | Занятие № 51 | Дифференциация звуков Ш-Ж | |
Апрель | III неделя | Занятие № 52 | Труд колхозников весной | Занятие № 53 | Дифференциация звуков Ш-С | |
Апрель | IV неделя | Занятие № 54 | Весна | Занятие № 55 | Дифференциация звуков Ж-З | |
Май | I неделя | Автобусная экскурсия по городу | Занятие № 56 | Мой город | ||
Май | II неделя | Занятие № 57 | Плоды и семена | Занятие № 58 | Звук Л | № 57 |
Май | III неделя | Занятие № 59 | Насекомые | Занятие № 60 | Звук Р | № 61 |
Май | IV неделя | Занятие № 61 | Беседа о весне | Занятие № 62 | Дифференциация звуков Р-Л | № 51, 52 |
Май | V неделя | Занятие № 63 | До свидания, детский сад | Занятие № 64 | Здравствуй, лето | № 62 |
Всего: 64 занятия
Из них: Ознакомление с окружающим миром 37 занятий
Знакомство со звуком 27 занятий.
Примечание: Конспекты «По дороге к Азбуке» могут быть использованы воспитателями для ознакомления детей с окружающим миром. Лексические темы в книге «По дороге к Азбуке» совпадают с темами, которые планирует учитель-логопед, реализуя задачи Общеобразовательной программы «Школа 2100»
Содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми высокого уровня развитая
Условные обозначения:
Общая и специальная артикуляционная гимнастика.
Упражнение на развитие речевого дыхания.
Упражнения на развитие моторики.
Игры на развитие фонематического восприятия.
Игры на развитие зрительного и слухового внимания.
Лексика, грамматика.
Обучение связной речи.
Игра с мячом (сочетание движения со словом).
Упражнения для подготовки руки к письму.
СЕНТЯБРЬ. IV неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Детский сад.
1. Закрепить знания детей о таких профессиях, как воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры.
2. Дать знания о таких профессиях, как учитель-логопед, заведующий хозяйством, психолог.
3. Дидактическая игра «Что делает?». Название профессиональных действий педагогов, специалистов.
4. Дидактическая игра «Кому это нужно?». Отгадывание названий профессий по предметам, которые помогают им в работе.
5. Показать значимость каждой профессии, ее необходимость.
6. Воспитывать уважение к людям, которые работают в детском саду.
7. Связная речь: Расскажи кем будешь ты, когда вырастешь.
ВТОРНИК
Общая и специальная гимнастика по развитию артикуляционного аппарата.
Подуй на листочки, сдуй листочки.
Обводка и штриховка осенних листьев. Отгадывание неречевых звуков (действие логопеда с предметами).
Найди два одинаковых листочка и заштрихуй. Уточнение знания детей пород деревьев (клен, береза, тополь, осина).
Подбери слова: лист - какой? дерево -какое? листья - какие?
Возьми картинку. Придумай предложение (дать образец). Картинки с действием, игры детей.
СРЕДА
Тема: Семья.
1. Уточнить понимание детьми слова «семья».
2. Предложить составить слово «семья» из одной цифры и одной буквы (самостоятельно): 7 + Я.
3. Уточнить состав семьи каждого, их родственные отношения друг к другу (брат, сестра...).
4. Предложить нарисовать свою семью.
5. Связная речь: Расскажи о своей семье. Какая она?
6. Подбери слова к рассказу «Моя семья»: какая — большая, дружная, крепкая, любимая, дорогая
7. Рассматривание фотографий из альбома «Моя семья».
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй листочки со стола.
Кто быстрее развяжет узелки на веревке.
Игра «Повтори слово» (воспроизведение шепотной речи).
Что перепутал художник? (закрепление знаний о людях разных профессий).
Игра с мячом «Один - много». Лист — листья.
Составление предложений по демонстрации действий логопеда и детей с предметами.
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Надуем воздушные шарики.
Кто быстрее расстегнет и застегнет все пуговицы на рубашке, кофте.
Слушание записи:Кто так издает звуки? (Отгадывание названий птиц, животных по звукам).
Кто позвал? Учить менять свой голос (тембр).
Подбери слова: мама — какая? папа - какой? родители -какие?
Расскажи, как будете проводить выходной день с семьей.
ОКТЯБРЬ. I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Осень.
1. Закрепить знания характерных признаков первого периода осени.
2. Уточнить знания названий месяцев, предложить самостоятельно соотнести картинки к определенному периоду осени. Ранняя осень: грибы, улетающие птицы, желтый лист, осенний лес. Середина осени — картинки: осенний лес; плащ, резиновые сапоги, зонт и т. д.
3. Предложить нарисовать рисунок «Осень».
4. Подобрать слова к слову «осень» - какая?
5. Дидактическая игра «Отгадай, с какого дерева листочек?»
6. Дидактическая игра «Один — много».
7. Найди и исправь ошибки. Чтение рассказа из книги Т.Р.Кисловой «По дороге к Азбуке» (зан. 6, с. 23).
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Мы в осеннем лесу. Вдохнули свежий воздух — выдохнули.
Продолжить ряд.
Отгадай, что кто делает? (Действия с предметами.)
С какого дерева листочки? Что перепутал художник?
Подбери слова к слову «осень» — какая?
Что делают дети на прогулке? По картинке с действиями.
СРЕДА
Тема: Фрукты
1. Назовите большие фрукты, поменьше и самые маленькие.
2. Дидактическая игра «Заготовки». Яблочный сок, яблочное варенье и т.д.
4. Назови фрукты круглой, овальной формы. Попробуй и расскажи, что это? Какой на вкус?
5. Дидактическая игра «Чьи половинки?» (Рисунок — половинка яблока, половинка груши)
6. Дидактическая игра «Магазин». Уметь строить предложение по образцу: Я хоxу купить яблонный сок.
7. Связная речь. Расскажи, какие фрукты ты ел, но не называй, а мы отгадаем (Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке. Зан. 10, с. 30).
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй со стола бумажки, которые мелко разорвали.
У всех одинаковые бумажки, кто двумя пальчиками мелко их разорвет (показать, как).
Слушай и отгадывай... (слушание аудиозаписи «Наши питомцы»). Узнать голоса птиц и животных.
Игра «Испорченный телефон». Воспроизведение шепотной речи.
Расскажи, какой на вкус (по предметной картинке).
Закончи предложения: Оля съела вкусное Бабушка сварила варенье из...
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуйте друг другу на головки, чтоб волосики зашевелились.
Игры с мелкими предметами (карандаши, бусы).
Звуки на улице? (Прогулка по Садовой).
Кто позвал? Учить менять силу, тембр голоса.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Что в ладошке?
Яблоко - какое? Лимон - какой? Груша - какая? Виноград — какой?
ОКТЯБРЬ. II неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Овощи и фрукты.
1. Закрепить знания о понятии: овощи и фрукты.
2. Расширить представления о росте, различных сортах яблок, груш, моркови, картофеля. Познакомить с историей разведения некоторых культур в России (картофель, капуста).
3. Учить детей дифференцировать понятия овощи и фрукты.
4. Совершенствовать способы сравнения, учить умению анализировать, обобщать, находить сходство и различие.
5. Закрепить знания об использовании и практическом применении овощей и фруктов.
Дидактическая игра. «В саду и в огороде».
Дидактическая игра. «Попробуй и назови».
Дидактическая игра. «Что перепутал художник?» (Вершки и корешки).
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см.. индивидуальную работу).
Сдуй с кончика языка бумажку.
Обводка и штриховка фруктов (дать образец штриховки).
Обведи длинное слово зеленым, красным - короткое. См. «По дороге к Азбуке». 1. Зан. 2. Яблоко - лук.
Найди два одинаковых овоща (фрукта).
Согласование числительных с существительными 2,5 (2 яблока, 5 морковок)
С названием овоща, фрукта, придумай предложение.
СРЕДА
Тема: Звук
1. Познакомить детей с понятием звук (речи).
2. Подвести к анализу словосочетания А, У (познакомить с символами звуков А, У). А [2] У Символы даны по артикуляции гласных звуков.
3. Развивать фонематический слух (хлопайте, если в слове есть звук А (У).
4. Учить отбирать картинки с заданным звуком А, У), придумывать слова с заданным звуком.
5. Работа на уровне предложения; с названием предмета на картинке придумать предложения (дать образец)
Игра «Путешествие в осенний лес».
Игра «Разберем картинки». Звук А - красный конверт, звук У— зеленый конверт.
Игра «Украсим шары» (картинками, в названии которых есть звуки А, У (дать образец).
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см.. индивидуальную работу).
Подуй в колпачок так, чтобы мы услышали звук.
Обводка и штриховка овощей (дать образец штриховки).
Соедини красной линией, картинки в названии которых есть звук А, зеленой линией - звук У.
Сравни, чем отличаются. (Яблоки, груши, огурцы.) Цвет, форма, величин