Использование результатов диагностики в организации и содержании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми
На основе итоговой оценки (интеллектуального и речевого развития, особенностей поведения, характера, личностных качеств, интересов и способностей, состояния здоровья) комплектуются группы для занятий с учителем-логопедом.
Важно отметить, что уровень развития ребенка — это условный показатель, т. к. при благоприятных условиях коррекции ребенок дает значительную динамику в своем развитии и учителю-логопеду не следует ждать вторичного обследования, чтобы перевести ребенка в более сильную подгруппу.
Возможен и другой вариант: во время первичной диагностики ребенок дал хорошие показатели, а при прохождении нового материала испытывает трудности в усвоении. Необходимо выяснить причины. Вероятно, ребенку нужно создать более щадящие условия и повторное усвоение нового материала.
На основании Инструктивно-методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ № 65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» составляется Лист занятости.
В работе с детьми учитель-логопед использует подгрупповую и индивидуальную работу.
Подгрупповая работа предусматривает реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.
Индивидуальная работа предусматривает работу учителя-логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.
Таблица 1
Итоговая таблице по результата» обследования детей
Дата заполнения:«____ » _____ 200___г.
Фамилия ребенка | Итоги обследования | Результаты обследования | Группа здоровья | Медицинское обследование | ||
Логопедическое | Педагогическое | Психологическое | ||||
Петров Коля | с | с | с/з | с | II | ММД ЗРР с-м двигательной активности |
Иванов | з | з | к | II | Нарушение осанки | |
Сидорова Лена | к/з | з | к | к | I | Здорова |
Условные обозначения:
с - синий кружок (низкий уровень),
з - зеленый кружок (средний уровень);
к – красный кружок (высокий уровень).
По результатам диагностики комплектуются подгруппы.
Таблица 2
Комплектование подгрупп на основе диагностики
Группа № 1 с (низкий уровень) | Группа №2 з (средний уровень) | Группа №3 к/з (пограничный уровень) |
1. Петров Коля | 1. Иванов Вася | 1. Сидорова Лена |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. |
Комментарий: В понедельник на подгрупповые занятия целесообразно брать детей с высоким уровнем развития, т. к. дети со средним и низким уровнем после выходных дней с трудом вводятся в учебно-воспитательный процесс. С ними учитель-логопед в понедельник планирует индивидуальную работу. Определяя временную нагрузку (от 20 до 30 мин) учитель-логопед учитывает данные диагностики, особенности физического, психического, неврологического состояния ребенка, характер его поведения, уровень сформированности учебных навыков. Во вторник и четверг учитель-логопед планирует подгруппо-вую работу с детьми среднего и низкого уровня, т. к. психологи считают, что самые продуктивные дни для учебной деятельности — это вторник, среда и гетверг. В пятницу не планируются подгрупповые занятия, а планируются только индивидуальные. Продолжительность индивидуальной работы — 15 мин на каждого ребенка.
Таблица 3
Лист занятости
Дата «__» ____________ 200 __ г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Подгрупповые занятия с детьми | Кол-во часов в неделю | Индивидуальная работа с детьми | Кол-во часов в неделю | Всего в неделю | |||||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Птн. | |||||
Петров Коля | 9.30-9.50 | 9.30-9.50 | 40 мин | 9.15-9.30 | 9.15-9.30 | 9.15-9.30 | 45 мин | 1 ч 25 мин | |||||
Иванов Вася | 9.00-9.25 | 9.00-9.25 | 50 мин | 9.00-9.15 | 9.00-9.15 | 9.00-9.15 | 45 мин | ||||||
Сидорова Лена | 9.00-9.30 | 9.00-9.30 | 1 ч | 9.00-9.15 | 9.00-9.15 | 9.00-9.15 | 45 мин | ||||||
Всего: | 30 мин | 45 мин | 30 мин | 45 мин | 2 ч 30 мин | 30 мин | 15 мин | 30 мин | 15 мин | 45 мин | 2 ч 15 мин | 4 ч 45 мин |
Таблица 4
Содержание подгрупповых занятий
Группы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Низкий уровень (с) | Лексическая тема «Осень» | Знакомство с понятием «звук» | Индивидуальная работа с каждым ребенком | ||
Средний уровень (з) | Лексическая тема «Осень» | Знакомство с понятием «звук» | Индивидуальная работа с каждым ребенком | ||
Пограничный уровень (з/к) | Лексическая тема «Осень» | Знакомство с понятием «звук» | Индивидуальная работа с каждым ребенком |
Индивидуальная работа
В понедельник после подгруппового занятая на индивидуальную работу целесообразно брать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностыо, с ограниченными речевыми возможностями (детей с низкими показателями). Интервал между работой с каждым ребенком 1—2 мин позволит сменить дидактический материал, продумать содержание индивидуальных заданий, направленных на развитие фонематических функций; тонкой моторики; речевых функций.
Дубликат Листа занятости учитель-логопед дает воспитателям, что позволит им планировать свою деятельность с детьми, своевременно напомнить ребенку о занятии с логопедом.
Такое планирование работы с детьми позволяет ежедневно охватывать их коррекционной работой, определить временную нагрузку на каждого ребенка в день, неделю. Из Листа занятости мы видим, что на подгрупповые занятия в неделю отводится 2 ч 30 мин, на индивидуальную - 2 ч 15 мин (время индивидуальной работы в таблице указано с учетом 3 детей; списочный состав детей в логопедической группе — 10—12 человек).
Примерно в среднем на индивидуальную работу уходит 14 ч 45 мин.
На основании Листа занятости составляется график работы учителя-логопеда с детьми.
В графике учитель-логопед указывает время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (в неделю). Также указывается время на организационную работу: смена дидактического материала; переход ребенка из кабинета в группу; проветривание кабинета.
Таблица 5