Сопоставление звуков по артикуляции
Артикуляционная характеристика | С | Ш |
Положение губ | в улыбке | вытянуты вперёд (рупором) |
Место образования преграды | у нижних резцов (передне-язычный зубной) | у верхних резцов (передне-нёбный) |
Способ образования преграды | щелевой или фрикативный | щелевой или фрикативный |
Передняя часть спинки языка | дополнительно не приподнята (твёрдый) | опущенный (твёрдый) |
Выдыхаемая струя воздуха | холодная, плавная, тонкая | тёплая, плавная, широкая |
Нёбная занавеска | поднята (чистый или ротовой) | поднята (чистый или ротовой) |
Голосовые складки | не работают (глухой) | не работают (глухой) |
Акустический образ звуков ассоциируется с неречевыми звучаниями: произнесение звука с напоминает свист, а произнесение звука ш — шипение.
Затем детей учат опознавать дифференцируемые звуки в составленной из них произвольной цепочке. Логопед, называя врабивку звуки с и ш, даёт ребёнку задание поднять соответствующую сигнальную карточку или букву, когда он слышит тот или другой звук. После этого определяется смыслоразличительная роль сравниваемых звуков. Для сравнения предлагаются пары слов, отличающихся дифференцируемыми звуками: крыса — крыша, миска — Мишка и т. д. Логопед обращает внимание учеников на изменение значения слова, связанное с включением то одного, то другого смешиваемого звука. Дифференциация звуков с и ш в слогах. Составляется слоговая таблица:
са — ша су — шу
со — шо сы — ши
Детям даётся задание чётко произнести первый ряд слогов и соотнести звук с с соответствующей артикуляцией, передаваемой дви-
6 Заказ 2897 - 71 -
жением руки. Затем так же проговаривается второй ряд слогов. Наконец слоги проговариваются параллельно (са — ша) и соотносятся с движениями руки, изображающими артикуляцию при произнесении сравниваемых звуков с и ш.
Следующая группа упражнений направлена на развитие способности различать сравниваемые звуки на слух: устный диктант
— логопед называет слоги с дифференцируемыми звуками с и ш, ученик поднимает сигнальную карточку или букву с или ш; повторение за логопедом ряда слогов: са, шаса, сасаша, шашашаса', запись слогов под диктовку в два столбика по наличию с или ш, преобразование слогов с дифференцируемыми звуками — заменить звук с звуком ш и наоборот.
Аналогично прорабатываются и другие слоговые сочетания: обратные слоги ас—аш, ос—ош, ус—уш, дифференцируемые звуки между гласными аса—аша, осо—ошо, усу—ушу и в сочетании с согласными сва—шва, ска—шка.
• Дифференциация звуков в словах. Дифференциация смешиваемых звуков в словах должна проводиться на фоне уточнения звуковой структуры слова.
Упражнения на дифференциацию звуков в словах:
1) сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию: шутки
— сутки, башня — басня, усы — уши',
2) выделить из ряда диктуемых слов те, которые содержат дифференцируемые звуки, и проговорить их: сом, ком, соки шкаф, ноша,
3) изменить следующие глаголы по образцу плясать—пляшу, отмечая чередование звуков с—ш: писать — ..., косить — ..., красить —...,
4) записать из ряда диктуемых слов те, которые содержат дифференцируемые звуки: в первый столбик слова со звуком с, во второй — со звуком ш, проговорить их;
5) вставить пропущенные буквы с или ш в словах, проговорить
их и записать в тетрадь;
6) разложить картинки под буквами с и ш. Назвать изображённые предметы, определить место дифференцируемого звука в искомом слове и записать в тетрадь:
7) отобрать изображения предметов, названия которых содержат оба дифференцируемых звука, назвать предметы, определить место дифференцируемых звуков в названных словах (шоссе, сушка);
8) подобрать слова с тем или другим звуком, составить их из
букв разрезной азбуки, а затем записать в тетрадь, подчеркнуть дифференцируемые звуки, прочитать;
9) подобрать одно-, двух- или трёхсложные слова, включающие в свой состав дифференцируемые звуки с и ш, определить количество звуков, последовательность и место изучаемых звуков в слове;
10) преобразовать односложные слова в слова двух- и трёхсложные, определить место изучаемых звуков в словах;
11) подобрать слова с дифференцируемыми звуками, находя
щимися в заданном слоге (первом, втором или третьем);
12) подобрать слова, содержащие дифференцируемые звуки и
подходящие под предложенную схему, определить слоги с изучаемыми звуками, вычленить звуки, соотнести их с соответствующими буквами и оральными образами:
. Дифференциация звуков в предложениях и связных текстах. Упражнения на дифференциацию звуков в предложениях и в связных текстах (подбор письменных текстов увязывается с прохождением программного материала по родному языку):
1) сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию (Машка — маска), проговорить их, составить предложения;
2) составить предложения по картинкам, произнести их, про
вести устный и графический анализ, записать в тетрадь, подчеркнуть
изучаемые буквы;
3) вставить пропущенные буквы с или ш в предложения, аналогичные данному: Ко...ка ...пит, а мы...ку видит;
4) выполнить устный выборочный диктант (логопед диктует
предложения, учащийся слушает, проговаривает, выделяет слова с дифференцируемыми звуками и определяет место звуков в слове);
5) провести устный и графический анализ данных логопедом
предложений и записать их в тетрадь;
6) выполнить графический диктант (логопед диктует предложения, учащиеся определяют слова с изучаемым звуком, проговаривают их и записывают соответствующей буквой). Так, продиктованное предложение Пушистыми шапками покрыты сосны в записи выглядит следующим образом: шс ш сс,
7) составить рассказ по сюжетной картинке, используя слова с
дифференцируемыми звуками;
8) пересказать текст;
9) выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками,
записать их. Затем, пользуясь схемой, ответить на вопросы: сколько
в слове слогов? В каком слоге дифференцируемый звук? Сколько звуков в слоге? и т. д.,
10) прочитать текст, вставляя пропущенные буквы с, ш.
Шур ..am ...yxue ли...тья.. Ласту...ок. поту...ил ко...тер;
11) прочитать текст, восстанавливая в местах пропуска букву с
или ш, после разбора предложения записать;
12) дописать в тексте недостающие слова, содержащие звуки с
и ш; отгадать загадку, записать её текст под диктовку; прослушать
текст. При повторном самостоятельном чтении восстановить пропущенные согласные с, ш.
а) устно (восстановить соответствующий звук);
б) письменно (вписать буквы): Входи...ь в ле... и глади...ь ладонью деревья, будто ...тарых друзей похлопывав...ь по ...пине.
Таким образом, предупреждение и устранение нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба осуществляется в двух направлениях:
1) коррекция артикуляции и голоса;
2) развитие фонематического слуха и восприятия.
Работа по закреплению произношения в сочетании со звуковым анализом повышает мыслительную активность детей, воспитывает познавательную направленность на овладение звуковым составом слова, что является залогом успешного обучения учащихся грамотному письму и правильному чтению.