Алгоритм закрепления артикуляции гласного звука
Прослушать запись звука, -Ггроизведенного логопедом
Прослушать запись звука, воспроизведенного учащимся: J
Сравнить рабочий вариант (речь ребенка) с образцом логопеда) Прослушать записи слов, в которых гласный звук стоит в
сильной позиции
Прослушать записи небольших текстов, насыщенных изу-
чаемым звуком, где гласные звуки произносятся подчеркнуть выра-
зительно.
Таким образом последовательно уточняется артикуляционный
и акустический образ каждого гласного звука. С установлением акус-
тико-артикуляционной характеристики гласного планируются упражнения, направленные на развитие умения опознавать изучаемый звук среди других.
Упражнения на узнавшие зeyka:
1) определить наличие изучаемого гласного, например, а, в ряду гласных звуков: ау, аи, ао, аоу, уоа, уаи.
2) определить наличие изучаемого гласного в словах, данных
логопедом (гласный подбирается вначале в сильной позиции);
3) отобрать картинки, изображающие предметы, в названиях ко-
торых имеется изучаемый звук.
По мере изучения гласных звуков а, э, о следует развивать кинестетическое (артикуляционное) дифференцирование. Умение кинестетически различать положение губ формируется вначале на гласных а—о, так как положение губ при их произнесении различно.
Упражнения на артикуляционное дифференцирование:
1) определить звук а по беззвучной артикуляции логопеда. В
каком положении находятся губы при произнесении данного звука?
2) определить звук о по беззвучной артикуляции логопеда. В
каком положении находятся губы при произнесении данного звука?
3) по беззвучной артикуляции логопеда определить первый и
второй звуки рядов ао, оа;
4) произнести звук а перед зеркалом, сравнить с образцом и оп-
ределить, в каком положении находятся губы при его произнесении;
5) произнести звук о перед зеркалом, сравнить с образцом. В
каком положении находятся губы при произнесении данного звука?
6) слитно произнести звуки ао перед зеркалом. Одинаково ли
положение губ при их произнесении?
Аналогичным образом отрабатывается умение кинестетически различать положение губ при произнесении гласных а—э, а—у, а—и, и—у, и—о. Зрительную опору (зеркало) постепенно следует исключать. Так учащиеся последовательно подводятся к фонематическому анализу. Первоначально используются наиболее простые формы анализа, выделение звуков на материале ряда, состоящего из 2—3 гласных, определение количества и последовательности гласных в звуковых рядах, выделение ударного гласного из начала слова. Зрительной опорой при этом служит чёткая артикуляция перед зеркалом. В процессе освоения гласных следует обозначать их буквами, учить находить букву, соответствующую звуку, и наоборот — выкладывать буквенные обозначения звуковых рядов. Рекомендуется широко использовать метод фишек.
В послеоперационный период логопед стремится довести приближённое произношение звука ребёнком до нормы, изжить назальный тембр голоса, мешающий с достаточной чёткостью различать звуки. Так как в послеоперационный период дети в большинстве случаев не умеют использовать анатомические данные своего вновь созданного речевого аппарата и не могут поэтому дифференцировать ротовой и носовой выдохи, поднимать нёбную занавеску при фонации звуков, то акцент в работе делается: а) на активизации мышц мягкого нёба и нормализации артикуляционной моторики, особенно кончика и корня языка; б) на перевоспитании неправильно зафикси-
-54-
рованного дыхательного навыка. Главной задачей при этом является получение сильного ротового выдоха и, что особенно важно, выработка дифференцированного ротового и носового выдохов. Если на первоначальных этапах обучения, подготавливающих условия для упорядочения фонетической стороны речи, большое внимание уделялось артикуляционным и дыхательным упражнениям, проводимым вне работы над звуком, то на последующих этапах артикуляционные и дыхательные упражнения выполняются непосредственно в процессе формирования звукопроизношения.
Одновременная отработка дыхания, голоса и артикуляции при коррекции гласных звуков реализуется следующим образом.
Алгоритм коррекции гласных звуков на примере звука а.
. Гласный звук а даётся только на артикуляции: рот широко открыт, кончик языка фиксируется у нижних резцов (контроль — зеркало) (рис. 9а).
. Даётся артикуляция звука а с присоединением выдоха без фонации (рис. 96). При этом необходимо соблюдение следующих условий.
1) упражнения проделываются вначале с закрытыми носовыми
ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми и в заключе-
ние — с открытыми носовыми ходами;
2) тренируется толчкообразная и длительная выдыхаемая струя
воздуха, направленная на определённый предмет, так как работа над
гласными звуками должна подготавливать воспитание разных по спо-
собу образования согласных: щелевых, смычных, смычно-проходных,
аффрикат и т.д.;
3) большое значение придаётся восприятию потока воздуха че-
рез тактильные (дутьё в ладоши) и оптические (отклонение полоски
бумаги, запотевание зеркала, никелированного шпателя) ощущения.
Сопоставляя силу и длительность выдыхаемой струи воздуха, возни-
кающей у логопеда, и своей собственной, ребёнок вырабатывает пра-
вильный выдох.
• Даётся артикуляция звука а с присоединением выдоха и шё-
потной фонации на придыхании (рис. 9в).
• Даётся артикуляция звука а с присоединением выдоха, шё-
потной, а затем тихой фонации на придыхании. Такое целена-
правленное замедление фазы выдоха подготавливает условия для сня-
тия назальности.
• Для активизации мышц мягкого нёба следует переходить на
отработку гласных звуков на твёрдом голосоначале, с паузами меж-
ДУ гласными.
-55 -
Рис. 9, Одновременная отработка дыхания, голоса и артикуляции на примере звука а: а – артикуляция звука а; б – артикуляция с присоединением выдоха без фонации; в – артикуляция с присоединением выдоха и шепотной фонации на придыхании.
Упражнения на произношение гласных звуков на твёрдой атаке: 1) каждый гласный произносится на твердой атаке:
2) главные звуки отрабатываются в различных сочетаниях на твёрдой атаке:
3) гласные звуки отрабатываются на твердом голосоначале с паузами между гласными в 1-3 сек.
4) гласные звуки отрабатываются в различных сочетаниях на твердойатаке с паузами в 1-3 сек.
I 1 _ '-• " -.- .. . . ' ^> Д
Таким образом отдельно следует упражнять мягкое и твердое
голосовые начала.
• Для того чтобы научить ребёнка управлять напряжением и расслаблением мышц артикуляционного аппарата, необходимо планировать упражнения, отрабатывающие звук на атаке с постепенным переходом на придыхание и, наоборот, на придыхании с переходом на атаку:
У ?•*
. После того как будет развита подвижность мышц мягкого нёба, гласный звук а тренируется в основном на замедленной фазе выдоха (т.е. на придыхании) с обязательным контролем выдыхаемой струи воздуха.
. Гласный звук а произносится протяжно на мягком выдохе в грудном регистре (а—а—а).
По мере овладения произнесением изолированных гласных в грудном регистре можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных вначале из двух, а затем из трёх звуков:
Такого рода упражнения являются своеобразной гимнастикой для мышц мягкого нёба, способствуют их двигательной активности. Полезно также упражняться в сочетании гласных звуков с различным чередованием ударения, что способствует развитию слухового внимания и памяти:
Таким образом, формирование гласных звуков у детей, имеющих врождённую расщелину губы и нёба, направлено на решение огрех взаимосвязанных задач:
— нормализацию ротового выдоха, т.е. воспитание длительной ротовой струи при произнесении всех гласных звуков;
— овладение артикуляцией гласных звуков;
— развитие фонематического слуха и восприятия.
Формирование согласных фонем
Коррекция согласных предусматривает:
1) уточнение артикуляции относительно сохранных звуков, что
позволяет организовать ориентацию ребёнка в звуковом составе слова;
2) коррекцию дефектных звуков;
3) дифференциацию конкретных смешиваемых звуков.
Воспитание согласных фонем у детей с затруднениями в овладении процессом письма проводится в определённой последовательности.
1. Формирование артикуляторных умений. Коррекция дефектов
артикуляции складывается из нескольких этапов: подготовка артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука, формирование первичных произносительных умений и навыков и закрепление их в устной речи. Постановка звуков осуществляется на базе специальных подготовительных упражнений, которые подбираются в соответствии с артикуляцией корригируемого звука. Обязательными условиями обучения правильной артикуляции являются:
1) показ и рассказ о том, в каком положении находятся органы
речи при произнесении изучаемого звука;
2) опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой,
кожный);
3) использование зеркала, благодаря которому ребёнок может
видеть положение своих органов речи и, сравнивая его с положением
речевых органов логопеда, контролировать своё произношение.
2. Воспитание кинестетических представлений. Задача логопеда
состоит в том, чтобы научить ребёнка наблюдать за положением органов речи, сосредоточивать внимание на основных моментах артикуляции, сравнивать, находить общее и особенное в работе органов речи
при произнесении разных звуков, ощущать отдельные моменты артикуляции, управлять органами речи и контролировать их работу Ребёнок нуждается в опоре на образец артикуляции, и этот образец ему даёт логопед. Формирование кинестетических (артикуляционных) представлений начинается с ознакомления учащихся с названиями органов артикуляции. Например, при коррекции дефектов звуков сиз внимание детей имеет смысл сосредоточить на следующих органах: кончик
-59-
языка, нижние зубы, верхние зубы, передняя часть спинки языка, боковые края языка Затем следует упражнять детей в назывании и показывании органов речи на основе словесной инструкции и тактильного ощущения от прикосновения к ним посторонним предметом логопед прикасается зондом, например, к кончику языка, нижним и верхним зубам, передней части спинки языка, а ученик называет их, логопед прикасается зондом к органам артикуляции ребенка, а он отыскивает и показывает их на муляже, профиле артикуляции, рисунке. Когда дети научатся называть и показывать органы речи, можно знакомить их со способом и местом образования звука. Это очень важный момент, так
как способ и место образования звука — наиболее распространенные в
русском языке дифференциальные признаки и соблюдение их является важным условием для развития фонематического слуха,
Упражнения на определение места и способа образования звука
1) определение части работающего и пассивного органа путем
прикосновения к нему посторонним предметом,
2) воспроизведение смычки или щели на основе ощущений от
прикосновения зондом к органам артикуляции (сомкнуть их, образовать, щель),
3) воспроизведение смычки или щели на основе словесной инструкции (сомкнуть кончик языка с верхними зубами, образовать между кончиком языка и верхними зубами),
4) ощущение характера выдыхаемой струи воздуха при смыкании и сближении органов артикуляции;
5) ощущение вибрации голосовых складок звонких и отсутствия вибрации при произнесении глухих согласных;
6) нахождение на муляжах, схемах артикуляции укладов, соответствующих понятиям «смычный», «щелевой» или «фрикативный»,
7) словесное описание того или иного положения органов артикуляции на основе возникших ощущении (произнести звук, на
пример з, и определить органы, которые образовали щель, произнести звук и определить по характеру преграды, смычный звук иди щелевой и какие органы артикуляции образовали смычку или щель, произнести звук и определить место образования преграды)
Навык кинестетического различения .положение губ выра
батывается при произнесении гласных звуков и— а, у—о, и— у, а также
согласных м-л Умение кинестетически различать положение кончика языка (приподнят или опущен) формируется на звуках с— т, ,а-д, а— л, а— т; навыки различения способа образования (смычка или
щель) отрабатываются на звуках ш — т, ж—д. Умение кинестетически
различать широкий и узкий язык формируется на н-л (н- язык широкий, л – узкий).
-60-
8) описание артикуляционной характеристики согласных а) по
участию голосовых складок (звонкий — глухой), б) по подъему или
опусканию небной занавески (носовой — неносовой); в) по способу
образования преграды в полости рта (смычный, фрикативный, вибрант, аффриката), г) по месту образования преграды в полости рта
(губно-губной, губно-зубной, переднеязычный-зубной, переднеязычный-альвеолярный, заднеязычный-задненебный и т д), д) по наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу (твердый — мягкий),
9) сравнение правильной и неправильной артикуляции, артикуляционное движение определяется как усвоенное, когда оно выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле
Постепенно детей следует подвести к выводу о том, что звуки отличаются по способу и месту образования, что у нескольких звуков Одинаковый способ образования и разное место и наоборот Полученные знания о продуцировании звуков речи вырабатывают способность наблюдать за работой речевого аппарата, оценивать ее не только зрительно и на слух, но и кинестетически, по ощущениям Ощущение правильного положения органов артикуляции при продуцировании определенного звука помогает его дифференциации среди других звуков, близких по способу и месту образования
3 Соотнесение артикуляционного образа звука с акустическим
Формирование артикуляции — только одно из условий, необходимых
для правильного произнесения звука «Слушание звука и „видение"
правильной артикуляции его — начало активного развития у детей
собственных произносительных навыков»30. Ребенок должен научиться
осуществлять слуховой самоконтроль и оценивать качество звуков собственной речи, отличать нормированное произнесение от ненормированного. Обучение произношению требует максимального предъявления нормативной звучащей речи, чтобы ребенок мог наблюдать, анализировать, сравнивать свою речь с образцом, что способствует, в свою очередь, установлению прочной связи между артикуляционными и акустическими свойствами звука Сформировав артикуляцию, следует дать ребенку возможность послушать звучание отрабатываемого звука при изолированном его произнесении», в словах, предложениях, текстах
4 Формирование умений и навыков опознавания (узнавания) и различения фонем Чтобы работа над формированием артикуляции при
несла успех, ребенок должен уметь слышать звук, так как регулятором речи является слух Детей надо научить слышать изучаемый звук изолированно, в составе* слога, слова При этом слова следует подбирать таким образом, чтобы корригируемый звук стоял в различных фонетических позициях. Обучение проходит в два этапа:
-61 -
1 этап. Ребёнка учат опознавать изучаемый звук в чужой речи в такой последовательности:
1 ) вслушиваться в звучание текстов, обратив внимание на от
дельные часто встречающиеся звуки. Тексты подбираются так, чтобы
звук, который дети будут опознавать, находился в начале, середине,
конце слова, чтобы они с самого начала знали, что один и тот же звук
может находиться в разных частях слова;
2) опознавать изучаемый звук в ряду звуков, вначале отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам от корригируемого, а затем и близких к нему. Например, логопед произносит ряд звуков, среди которых находится и отрабатываемый звук — с, л, м, с, к, с, а, с, и даёт ребёнку задание прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит изучаемый звук с (чтобы облегчить задачу, логопед голосом выделяет изучаемый звук);
3) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слогов,
которые при этом не должны включать в себя оппозиционные звуки.
Например, логопед произносит ряд слогов, среди которых находится
и слог с отрабатываемым звуком — са, ла, ма, са, ка, са, са, и даёт
ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку,
когда он услышит слог с заданным звуком с;
4) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слов. На
пример, логопед произносит ряд слов: сани, коса, колос, молоток — и
даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку,
когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед называет ряд
слов: сани, сук, мак, коса, ком, книга, колос — и даёт инструкцию прослушать, запомнить и повторить только те слова, в которых имеется
изучаемый звук;
5) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных предложений и текстов. Например, логопед произносит предложение и
даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед читает текст
и просит ребёнка прослушать и поднять сигнальную карточку, когда
он услышит предложение, содержащее слова с изучаемым звуком.
Выполняя предложенную программу, ребёнок постоянно опирается на слуховое восприятие и оральный образ звука, произносимого логопедом. На втором этапе обучения, когда опоры снимаются, он руководствуется уже не непосредственным слуховым восприятием звука и его артикуляцией, а представлениями о нём.
2 этап. Ребёнка учат опознавать изучаемый звук в собственной
речи через систему следующих заданий:
1) отобрать изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук;
2) отобрать изображения предметов, в названии которых изучаемый звук находится в первом, втором или третьем слоге;
-62-
3) отобрать к заданной схеме изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук.
Примечание. Изображения предметов, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки, исключаются.
5. Соотнесение фонемы с соответствующей буквой. По мере первоначального закрепления звука и узнавания его в различных фонети
ческих позициях устанавливается связь звука с соответствующей буквой. В этом случае буква соотносится не с изолированно произнесенным звуком, а с фонемой, которая обобщает различные варианты дан
ного звука, определяемые положением его в слове. Таким образом ис
ключается механическая связь буквы и звука. Кроме того, буква является своеобразной зрительной опорой, которая стимулирует правильное произношение и восприятие звука. Для лучшего усвоения изучаемый звук соотносится с определённым образом буквы (сравнение буквы з с очертаниями змеи, буквы ж с очертаниями жука, б — белки, д —
дятла и т.д.) и одновременно анализируются основные моменты артикуляции, обращается внимание на оральный образ звука.
Так логопед постепенно формирует готовность ребёнка к фонетическому анализу. Когда ребёнок научится самостоятельно опознавать изучаемый звук в чужой и собственной речи, а также соотносить звук с соответствующей буквой, можно переходить к формированию умения выделять звуки из состава слога, слова, определять их последовательность и количество.
6. Включение звука в фонематический анализ. Чтобы направить
внимание ребёнка на звуковую сторону речи, научить его выделять
звуки, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом
составе слова на тех звуках, которые он правильно произносит, а затем
на материале неправильно произносимых звуков, опираясь при этом
на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произно
симыми звуками. В момент осуществления звукового анализа-синтеза
логопеду следует исключить собственное проговаривание, перенеся
опору на слуховое восприятие ребёнком речевого материала.
Существуют различные способы выделения фонем.
1. Интонационное выделение фонем. Логопед произносит слово несколько раз, выделяя при этом каждый звук слова длительностью: с-с-с-сыр, сы-ы-ы-и-р, сыр-р-р-р". Некоторые исследователи используют прием интонационного выделения всех звуков сразу: с—ы—рп. Интонацинное выделение фонем помогает ребёнку как бы увидеть, обнаружить,
11 Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1978. С. 40.
32 Кармен К.К. Формирование операций действия письма у учащихся вспомогательной школы // Вопросы усовершенствования учебно-воспитательной работы в специальных Школах/Тартуский университет. Тарту. 1983. С. 76
-63 -
рассмотреть те звуки, -из которых состоит данное слово, расчленить его на звуки, а также установить их последовательное расположение в слове По мере усвоения ребенком правильной артикуляционной позиции следует включать в работу его собственное проговаривание Л Е Журо-ва предлагает формировать фонемный анализ поэтапно
1) фонемы выделяет логопед (с-с-с-сыр и т д ), а учащиеся только
повторяют,
2) учащиеся выделя-ют •фонем'ы после позвукбвого протовари
ваиия логопедом;
3) учащиеся проговаривают слова за логопедом и выделяют фонемы самостоятельно,
4) учащиеся выделяют фонемы после самостоятельного проговаривания.
5) учащиеся называют фонемы сразу после произнесения слова13
2 Метод фишек. Для усвоения учащимися звукового анализа
слова кроме вербальной (словесной) помощи логопеда используется и материализация действия (выделение звуков). Учащийся получает карточку, на которой нарисован предмет и дана схема звукового состава слова — названия этого предмета34 . Схема состоит из клеток соответственно числу звуков, составляющих слово, например:
3 * I
1 Логопед произносит слово, последовательно выделяя интонацией фонему за фонемой. Учащийся фиксирует каждую фонему, помещая фишку, в очередную клетку. Получается пространственная модель слова, которая теперь представляет собой дискретный ряд фишек, и каждая из них обозначает звук, стоящий на определенном месте.
Психологическая сущность метода фишек заключается в том, что создаваемая таким способом пространственная модель слова отображает, во-первых, отделенные друг oт друга фонемы независимо от конкретного звучания, во-вторых, ряд этих фонем, их количество и последовательность. Графическая схема и фишки являются средством фиксации каждой выделенной фонемы и контроля за правильностью полученного результата. Так, если ребенок заполнил не все клетки, значит он выделил не все фонемы
По мере закрепления навыка анализировать звуковой состав слова с помощью схемы следует переходить к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их произнесения, которое должно происходить в уме, без произнесения вслух. Так формируется умение обследовать звуковой состав слова слышать в нем отдельные звуки, выделять их и определять последовательность и количество.
После того как учащиеся овладеют процессом звукового обследования, вводятся упражнения с фишками разного цвета (красные для обозначения гласных звуков, синие — твердых согласных, зеленые — мягких согласных) для составления и анализа слогов типа ГС (гласный и согласный), СГ и СГС.
На следующей стадии фонемного анализа в зависимости от цели занятия выделяется изучаемый звук и рассматриваются его артикуляционные и акустические свойства или звук соотносится с соответствующей буквой и включается в разнообразные упражнения по звуковому анализу w синтезу
3 Звуковая линейка. Этот способ используется для того, чтобы сосредоточить внимание ребенка на каком-то отдельном звуке, помочь «увидеть» этот звук, определить его место в словах (рис 10).
Логопед произносит слово, длительно проговаривая каждый звук, фиксируя его благодаря звуковой линейке, подвижная часть которой открывает «окошки» (донышки «окошек» по цвету контрастны всей линейке) по мере произнесения звуков. Выделяемый голосом звук например р в слове шар, можно «остановить» и увидеть, что он следует после звука а.
При анализе звукового рисунка сначала подбирают такие слова, в которых изучаемый звук находится в позиции, наиболее благоприятной для его выделения и наблюдения. Для согласных такой позицией является начало слова перед согласным, например брат, брит-ва, брови, или конец слова, например огурец, кирпич. Затем речевой материал следует подобрать таким образом, чтобы изучаемый звук находился в различных позициях и по-разному сочетался с другими звуками, например рыба, город, ветер, рвать, брать, врач, метро, Петр Это позволит ребенку лучше уловить, «увидеть» общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах.
65 -
Особое внимание следует уделить формированию представлений детей о слоге, развитию умения выделять звуки, входящие в состав слога. Первоначально фонематический анализ рекомендуется развивать на материале закрытых слогов, так как закрытые слоги (-ак-) менее сливаются в произношении, чем открытые (-ка-), поэтому они легче расчле-
няются на составляющие их звуки. Затем фонематический анализ осуществляется на материале открытых слогов, в последствии — закрытых и открытых, состоящих из одинаковых звуков -ак-, -ка-, и наконец на материале слов и предложений.