Коррекция фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха и восприятия

Фонематическое оформление речи учащихся с расщеплением губы и нёба, как было показано выше, характеризуется искажением гласных и согласных звуков по всем дифференциальным признакам, что ведёт к смешению их в восприятии, к значительным затруднени­ям фонематического анализа и синтеза, нарушениям чтения и пись­ма. В связи с этим логопедическое воздействие предусматривает два взаимосвязанных направления работы: коррекцию произношения и голоса; развитие фонематического слуха и восприятия.

Коррекция фонетической стороны речи основывается на веду­щих дидактических принципах: научности, системности и после­довательности, доступности, прочности, сознательности и актив­ности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, развития в обучении, наглядности. Наряду с ведущими дидактическими прин­ципами выдвигаются и специфические26, вытекающие из особенно­стей нарушения.

1. Сочетание коррекции произношения с совершенствованием на­выков звукового анализа. Этот принцип предусматривает обучение та­ким образом, чтобы дети закрепляли правильное произношение поставленных звуков и одновременно приобретали навыки звукового анализа. В фонематический анализ сначала включаются те звуки, которые учащиеся умеют произносить правильно. Затем школьников учат сравнивать каждый из этих звуков с другими парными звуками, узнавать его в различных положениях в слове, отличать от сходных звуков, проделывая, следовательно, множество подготовительных уп­ражнений по звуковому анализу и синтезу. Постепенно в фо­нематический анализ включаются и корригируемые звуки.

Обучение, построенное по этому принципу, развивает позна­вательные возможности детей в области речевых звуков, делает спе­циальное обучение эффективным в целом. Одним из характерных по­казателей развивающего обучения является формирование у учащих­ся способности к самостоятельным наблюдениям, обобщениям и вы­водам. Дети начинают выделять и дифференцировать не только зву­ки, которые были освоены, но и те, которые ещё предстоит изучать. Например, после тщательного изучения звука с они начинают выде­лять не только этот звук, но и звуки з, п, т, которые ещё не рассмат­ривались на занятиях. '

Таким образом, коррекция произношения отдельного звука, проводимая одновременно с выработкой навыков звукового анализа,

Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школь­ников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М • Просвещение, 1965. С: 46-67.

-49-

оказывает положительное влияние на закрепление правильной арти­куляции, подготавливает и облегчает усвоение навыков произношения и фонематического анализа последующих звуков.

2. Соблюдение определённой последовательности в работе над зву­-
ками одной фонетической группы. При последовательной отработке зву­-
ков одной фонетической группы коррекции подлежат прежде всего зву­-
ки, требующие менее сложных артикуляционных установок. Так, по­
становка артикуляции свистящих и шипящих звуков проводится после­
довательно от с к с\ от з к з\ от ш к ж, от щ к ц и далее к ч. Артикуляция
звонких взрывных б, д, г отрабатывался после того, как уточнены соот-­
ветствующие пары глухих п, т, к, звук р после того, как освоена артику­-
ляция п. Порядок коррекции твёрдых и мягких согласных зависит от
характера нарушения. Вначале осваивается тот, который сохранён, а за­
тем менее сохранённый парный звук (например, п'—п или п—п').

3. Подбор речевого материала для занятий. Освоение артикуляции
идёт успешнее, если в речевом материале отсутствуют звуки, близкие
к тем, над которыми ведётся работа в данный момент. Например, в
период работы над звуком ш слова со звуками с, з, ж, ч, щ, ц не
следует давать до тех пор, пока ребёнок не научится произносить,
опознавать и выделять из состава слова изучаемый звук. Это делается
для того, чтобы прочнее закрепить артикуляционио-акустический
образ данного звука и не спровоцировать смешения при письме и
чтении букв, обозначающих близкие звуки (в нашем примере — ш, с,
з, ж, ч, щ, ц). Наличие в речевом материале звуков, близких к изуча­-
емому, затрудняет восприятие корригируемого звука, нередко ведёт к
тому, что даже сформированные навыки произношения и различения
этого звука оказываются недостаточно стойкими. Аналогичные усло­-
вия необходимы для отработки звуков т, д и к, г, м и н, м и 5, н и д,
л и н, р и л, твёрдых и мягких, звонких и глухих.

4. Одновременная работа над звуками из разных фонетических
групп. У детей с врождённым расщеплением губы и нёба оказывается
искажённым весь звуковой фон. Коррекцию рекомендуется начинать
одновременно над несколькими звуками, взятыми из разных фоне­-
тических групп. Например, параллельно можно работать над звуками
с, б, л. Данные звуки резко противопоставлены друг другу по артику­-
ляционным и акустическим признакам, они не смешиваются в про-­
цессе восприятия и произношения, следовательно, одновременная ра­-
бота над ними не будет тормозить процесс фонемообразования.

5. Соблюдение интервала в освоении звуков, близких по артикуляци­-
онным и акустическим свойствам. Данный принцип состоит в том, что
звуки из близких фонетических групп (тем более из одной и той же
фонетической группы) должны быть отделены по времени изучения друг
от друга. Например, отработав звук с, не следует сразу переходить к
коррекции звука з или звуков, близких к группе свистящих, т.е. к ш, ж,

- 50-

ч ц. Рекомендуется в работу включать звуки из отдаленных групп. Это поможет учащимся установить и закрепить прочные связи между арти­куляционными и акустическими свойствами звука, между фонемой и

буквой.

6. Опора на сохранные предпосылки. Обучение должно опираться:

1) на зрительное восприятие, с помощью которого ребёнок мо­-
жет усваивать оральный образ звука, некоторые движения органов
артикуляции (языка, челюсти, мягкого нёба). Помимо ощущения са­-
мих движений речевых органов, ребёнок может зрительно восприни-­
мать характер выдыхаемой струи воздуха (например, по отклонению
полоски бумаги, поднесённой ко рту говорящего в момент произне­-
сения им взрывных и щелевых звуков);

2) на тактильно-вибрационное ощущение, с помощью которого
ребёнок может получать значимую информацию о фонетических эле­-
ментах речи:

. рукой, приложенной к гортани, чувствовать вибрацию го­лосовых складок, позволяющую установить различие между звонки­ми и глухими звуками;

. при произнесении носовых м и н воспринимать вибрацию не только голосовых складок, но и щёк, крыльев носа, свидетельствующую об участии носового резонатора;

. рукой, приложенной к поверхности грудной клетки, по­чувствовать не только наличие или отсутствие голоса, но и разницу между голосом различной высоты;

. через тактильно-вибрационное восприятие уловить признаки, свойственные только конкретным звукам (например, при произнесе­нии звука и можно почувствовать не только вибрацию голосовых скла­док, характерную для всех гласных, но и вибрацию темени, что отме­чается лишь при произнесении данного звука), а также характер вы­дыхаемой струи воздуха: в одних случаях можно ощутить толчок воз­духа, характерный для взрывных звуков, в других — плавную струю воздуха, характерную для щелевых, и т.д.;

3) на слуховое восприятие, с помощью которого ребёнок улав­-
ливает акустические особенности корригируемого звука. Речь лого-­
педа является эталоном, к которому должен стремиться ребёнок.

Формирование гласных фонем

Значение освоения гласных фонем обусловлено следующим:

• учащиеся с нарушениями письма с трудом выделяют гласный
звук из состава слова;

• гласные звуки как наиболее простые в артикуляционном от-­
ношении легко осваиваются и служат основой для развития навыка
фонематического анализа;

4 Заказ 2897 - 51 -

пи при соответствующей отработке гласные звуки активизируют
мыишы задней стенки глотки и язычно-небных дуг, что важно для
нормализации тембра голоса;

. систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координирован- ных движений органов речи, развитию речевого дыхания и голоса - Обучение начинается с постановки гласных а и э Это вызвано тем, что звуки а и э противопоставлены как артикуляционно, так и акустически, позволяют фиксировать кончик языка у нижних резцов и направлять выдыхаемую струю воздуха в передние отделы ротового резонатора, Кроме того, оба звука нелабиализованные, что дает воз­можность осуществлять визуальный контроль! за положением корня и кончика языка в полости рта. В дальнейшем артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности о,.и, у, ы, я, е, е, ю

Обучение произнесению гласных идет путем создания артику­-
ляционного уклада изучаемого звука и воспроизведения ротового вы-
доха на шепотной, а затем на тихой фонации При этом обязателен
контроль за силой и направлением выдыхаемой струи воздуха На­
при мер, ребенку дается задание широко открыть рот, зафиксировать
кончик языка, у нижних резцов и произвести выдох на шепотной фо-­
нации (выдох контролируется по движению полоски бумаги, подне-
сенной ко рту ребенка). При таком положении губ и языка во время
выдоха должен получиться шепотный звук а27 Логопед в это время
громко проговаривает звук а. Затем ребенок тренируется в произне­-
сение звука сначала с закрытыми носовимм ходами, затем попере-
менно е закрытыми и открытыми и, наконец, с открытыми носовыми
ходами. Аналогично отрабатывается выдох с артикуляцией гласных
звуков з, о, (i, у, ы. ,

Сформированный артикуляционный уклад для звука и позволяет перейти, к воспитанию гласных второго ряда я, е, е, ю. Они образут- ются путем сочетания i с гласными я (i + а), е (i +э), ё (i + о), ю (i + у) Ребенку предлагается сделать выдох ртом при двух движениях губ: от улыбки перейти к рисункам губ, характерным для гласных я (и+а), е (и+э), ё (и+о), ю (и+у).

Таким образом логопед, показывая перед зеркалом артикуляцию гласных звуков, добивается слегка утрированного, протяжного их про­изношения Первоначально звуки произносятся шепотом (ребенок при­учается слушать себя и уменьшать носовой оттенок), затем тихим голо сом Это объясняется тем, что в процессе речевого акта гортань ребенка с расщеплением губы и неба находится в неестественно приподнятом состоянии, что уменьшает проход воздуха через рот тем, самым увели-чивает степень назальности.. Отработка звуков шепотам и тихим голосом

-52-

способствует опусканию гортани. Кроме того, временное выключение фонации дает возможность приучить ребенка держать в опущенном по­ложении не только гортань, но и корень языка Немаловажную роль в опускании гортани играют вокальные упражнения

Закрепление нормативного произношения каждого гласного зву -ка начинается с осознания основных элементов артикуляции Уча­щимся предлагаются заданий'

1) определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положе-­
нию губ логопеда,

2) узнать звук по предложенному рисунку б изображением по-
ложения губ и произнести его,

3) посмотреть на оральный образ звука, который беззвучно ар­тикулируется логопедом, и воспроизвести звук перед зеркалом;

4) сравнить произнесение звука с образцом,

5) произнести звук перед зеркалом и определить, в каком поло-
жении находятся губы при его произнесении;

6) нарисовать профиль артикуляции изучаемого звука и произ­-
нести звук

В работе над закреплением артикуляции внимание ребенка по­стоянно обращается на звучание изучаемой фонемы Предлагается вслу­шиваться в речь окружающих, сравнивать на слух свое произношение произношение логопеда и, уловив разницу, соответственно корриги­ровать звук На данном этапе следует широко применять видеозапись (ребенок видит артикуляцию и одновременно слышит звучание)y]^J^t , I а Г з i

Наши рекомендации