Соотношение между недостатками произношения и письма

Рассмотренные группы ошибок, на первый взгляд, могут по­казаться прямым перенесением дефектного произношения на пись­мо. Однако сопоставление недостатков устной и письменной речи показывает, что хотя письмо учащихся с ринолалией во многом обус­ловлено искажённым произношением звуков речи, полного соответ­ствия ошибок письма дефектам актикуляции не наблюдается. Так, у Инны М., ученицы первого класса, недифференцированное произ­ношение звонких и глухих находило отражение на письме, а у Алеши К., ученика первого класса, правильное произношение звуков б, д, г сочеталось с неправильным употреблением их на письме. Большин­ство обследованных учащихся искажали звук р, но замен букв, соот­ветствующих данному звуку, оказалось немного.

Обнаруженное соответствие ошибок в употреблении букв де­фектам произношения делает очевидной связь между специфически­ми заменами в письме и речевым развитием детей. Однако ошибки письменной речи чаще всего распространяются не только на те зву­ки, произношение которых страдает, а на всю звукобуквенную систе­му. Это связано с тем, что каждая фонема обладает совокупностью дифференциальных признаков, по которым она противопоставлена другим фонемам. Например, фонема д характеризуется следующими свойствами, отличающим её от других фонем: звонкая (противостоит глухой т: дом — том); твёрдая (противостоит мягкой д: рады — ради); смычная (противостоит щелевой з: дуб — зуб); переднеязычная (про­тивостоит заднеязычной г: дам — гам); чистая (противостоит носо­вой н: дам — нам).

Приведённые отношения фонемы д в системе языка можно представить схематично:

Соотношение между недостатками произношения и письма - student2.ru

Схема наглядно показывает, что в зависимости от признака фонема д может обнаруживать связь с тем или иным звуком. Вслед­ствие этого искажённое артикулирование или отсутствие одного звука оказывает влияние на качество других звуковых представлений, т.е.

-22-

влияние артикуляционных затруднений на дефекты письма связано с неправильным формированием общих звуковых представлений. В нашем примере неправильно произносимый звук д может смеши­ваться в восприятии со следующими звуками: д'—т—т'—г—г'—к— к'—х—х'—з—з'—с—с'—ж—ш и т. п. Поэтому в письме учащихся не­редки грубые специфические замены букв, которые отражают слож­ные фонематические связи (дети пишут: трасдая, градная, драстая, хратгая вместо «красная»). Варианты выявленных замен буквы пока­зались следующими-

Соотношение между недостатками произношения и письма - student2.ru

Таким образом, каждая фонема характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются звонкость — глухость, твёрдость — мяг­кость, способ и место образования, участие нёбной занавески. Сле­довательно, ни одну фонему нельзя рассматривать вне общего звуко­вого фона, вне её отношения к другим фонемам, от которых она от­личается теми или иными признаками.

Несформированность представлений о звуковом составе слова ярко отражена в «поисковой ситуации» — многочисленных повторе­ниях отдельных элементов слова, исправлениях в тексте диктанта.

Пониженная способность улавливать звуковые отношения, со­ставляющие систему фонем русского языка, отражается не только в письменной речи, но и при выполнении учащимися специальных за­даний: отбор слов, начинающихся с определённого звука, отбор изоб­ражений предметов, названия которых сходны по звуковому составу и ритмическому контуру (корзина — картина, молоток — молоко — поголок), узнавание слогов с оппозиционными звуками (ла—на, да­на, та—ка, да—га) и др.

Учащиеся с врождённым расщеплением губы и нёба навыками звукового анализа овладевают в недостаточной мере. При выделении звуков и определении их в слове они испытывают затруднения, свя­занные с невозможностью чётко дифференцировать константные фо­нематические свойства звука. Большие затруднения вызывают мно­госложные слова, стечения согласных звуков в слове, а также те слу­чаи, когда требуется выделение звуков, близких по способу и месту образования.

Наши рекомендации