Роль речевых кинестезии в формировании письма
На исключительное значение артикуляции в формировании письменной речи указывает А. Р. Лурия. Выясняя, какую роль в процессе письма играют речевые кинестезии, он пришёл к заключению, что проговаривание записываемого слова является не просто «аккомпанементом*, письма, но существенной его составной частью: «Такое „проговаривание" позволяет уточнить подлежащие написанию звуки, отделить близкие звуки друг от друга и превратить недостаточно ясные звуковые нюансы в чёткие фонемы»18.
Опираясь на данное теоретическое положение, ряд методистов массовой школы рекомендует в качестве основного приёма по предупреждению ошибок письма артикулирование слова при записи. Так, исследования Л. К. Назаровой показали, что возникающие у ребёнка при артикулировании слов кинестетические ощущения служат необходимым условием для уточнения звукового состава слов и фиксации последовательности звуков в них, что имеет большое значение при обучении детей грамоте: «У ребёнка первых этапов обучения внутренний звуковой образ слова ещё недостаточно осознан. Поэтому он нуждается в серии внутренних кинестетических „опор", помогающих ему уточнить и сохранить при записи ту или иную сторону звуковой организации слова»19. В экспериментах Л. К. Назаровой, проведённых в первом классе массовой школы, ученики, лишённые возможности проговаривать записываемое слово, сделали в 7 раз больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса20.
Л. Н. Кадочкиным было установлено, что систематическое усиление речевых кинестезии путём слогового проговаривания является эффективным средством формирования навыков правописания русских орфограмм, не контролируемых орфографическими правилами,
" Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 53. " Назарова Л.К. О роли речевых кинестезии в письме // Сов педагогика. 1952. №6. С. 51. 20 Назарова Л.К. Указ. соч. С. 51.
- 10-
облегчает звуковой анализ сложных слов, сопоставление многих морфем и этим самым развивает речевой слух21.
Значимость речевых кинестезии для формирования письменной речи становится особенно очевидной в случаях патологии. А. Р. Лурия, Е. Н. Винарская, Л.С. Цветкова и другие учёные, наблюдая больных с афферентной формой афазии, обнаружили, что они затрудняются в выделении из речевого потока чётких и константных звуков и соотнесении их с соответствующей буквой, утрачивают способность уточнения звуков. Это обусловлено, по мнению исследователей, нарушением артикуляторных схем (на основе расстройства кинестетических ощущений). Анализируя результаты наблюдений, учёные пришли к выводу, что кинестетический анализ является одним из важнейших компонентов письма22.
Причинная связь между дефектами артикуляции и отклонениями в формировании письма у детей с аномалиями артикуляционного аппарата (при ринолалии и псевдобульбарной дизартрии) установлена в исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной. Открытие данной закономерности положило начало разработке научно обоснованных методов преодоления нарушений устной и письменной речи. Р. М. Боскис и Р. Е. Левина указывают, что речь детей, имеющих двигательные и морфологические поражения органов речи, развивается в условиях недостаточной произносительной деятельности. Неполноценное кинестетическое восприятие звуков речи ведёт к неполному их различению на слух, поэтому накопление чётких представлений о звуковом составе слова в этих случаях затруднено и, следовательно, возникают значительные препятствия в овладении письмом и чтением23.
Предположение Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной, согласно которому нарушения письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата являются результатом вторичного недоразвития фонематического слуха, обусловленного неполноценностью артикуляционного компонента, получило полное подтверждение и развитие в последующих работах Р. Е. Левиной, а также Л. Ф. Спировой, Т. В. Чиркиной, 3. А. Репиной и в ряде зарубежных исследований (R. Becher, M. Seeman, М. Berry, I. Eisenson и др.).
Таким образом, оценивая значимость речевых кинестезии в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звучков речи предполагает наличие чётких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы раз-
11 Кадочкин Л.Н. Роль речевых кинестезии в формировании некоторых орфографических навыков // Вопр. психол. 1955. №3. С. 71-76.
22 Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изл-во АПН РСФСР 1950 С. 53; а также: Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971. С. 69—94; Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.; Педагогика, 1972. с 199—207.
"Боскис P.M., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 18. С. 167-191.
личать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определённой системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребёнок обобщает признаки фонемы, отграничивая её тем самым от других.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные психологические компоненты процесса письма.
2. Какова роль артикуляции в формировании фонематического слуха?
3. Покажите значение артикуляции в формировании фонематического вос
приятия.
4. Разграничьте понятия «фонематический слух» и «фонематическое вос
приятие».
5. Какую роль в процессе письма играют громкие или скрытые артикуляции
пишущего человека?
6. Какие трудности испытывают учащиеся, приступающие к овладению
грамотой?