Роль речевых кинестезии в формировании письма

На исключительное значение артикуляции в формировании письменной речи указывает А. Р. Лурия. Выясняя, какую роль в процессе письма играют речевые кинестезии, он пришёл к заклю­чению, что проговаривание записываемого слова является не про­сто «аккомпанементом*, письма, но существенной его составной частью: «Такое „проговаривание" позволяет уточнить подлежащие написанию звуки, отделить близкие звуки друг от друга и превра­тить недостаточно ясные звуковые нюансы в чёткие фонемы»18.

Опираясь на данное теоретическое положение, ряд методистов массовой школы рекомендует в качестве основного приёма по пре­дупреждению ошибок письма артикулирование слова при записи. Так, исследования Л. К. Назаровой показали, что возникающие у ребёнка при артикулировании слов кинестетические ощущения служат необ­ходимым условием для уточнения звукового состава слов и фиксации последовательности звуков в них, что имеет большое значение при обучении детей грамоте: «У ребёнка первых этапов обучения внутрен­ний звуковой образ слова ещё недостаточно осознан. Поэтому он нуж­дается в серии внутренних кинестетических „опор", помогающих ему уточнить и сохранить при записи ту или иную сторону звуковой орга­низации слова»19. В экспериментах Л. К. Назаровой, проведённых в первом классе массовой школы, ученики, лишённые возможности про­говаривать записываемое слово, сделали в 7 раз больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса20.

Л. Н. Кадочкиным было установлено, что систематическое уси­ление речевых кинестезии путём слогового проговаривания является эффективным средством формирования навыков правописания рус­ских орфограмм, не контролируемых орфографическими правилами,

" Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 53. " Назарова Л.К. О роли речевых кинестезии в письме // Сов педагогика. 1952. №6. С. 51. 20 Назарова Л.К. Указ. соч. С. 51.

- 10-

облегчает звуковой анализ сложных слов, сопоставление многих мор­фем и этим самым развивает речевой слух21.

Значимость речевых кинестезии для формирования письмен­ной речи становится особенно очевидной в случаях патологии. А. Р. Лурия, Е. Н. Винарская, Л.С. Цветкова и другие учёные, наблю­дая больных с афферентной формой афазии, обнаружили, что они затрудняются в выделении из речевого потока чётких и константных звуков и соотнесении их с соответствующей буквой, утрачивают спо­собность уточнения звуков. Это обусловлено, по мнению исследова­телей, нарушением артикуляторных схем (на основе расстройства ки­нестетических ощущений). Анализируя результаты наблюдений, учё­ные пришли к выводу, что кинестетический анализ является одним из важнейших компонентов письма22.

Причинная связь между дефектами артикуляции и отклонения­ми в формировании письма у детей с аномалиями артикуляционного аппарата (при ринолалии и псевдобульбарной дизартрии) установлена в исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной. Открытие данной зако­номерности положило начало разработке научно обоснованных мето­дов преодоления нарушений устной и письменной речи. Р. М. Боскис и Р. Е. Левина указывают, что речь детей, имеющих двигательные и морфологические поражения органов речи, развивается в условиях не­достаточной произносительной деятельности. Неполноценное кинес­тетическое восприятие звуков речи ведёт к неполному их различению на слух, поэтому накопление чётких представлений о звуковом составе слова в этих случаях затруднено и, следовательно, возникают значи­тельные препятствия в овладении письмом и чтением23.

Предположение Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной, согласно кото­рому нарушения письма у детей с дефектами артикуляционного ап­парата являются результатом вторичного недоразвития фонематичес­кого слуха, обусловленного неполноценностью артикуляционного ком­понента, получило полное подтверждение и развитие в последующих работах Р. Е. Левиной, а также Л. Ф. Спировой, Т. В. Чиркиной, 3. А. Репиной и в ряде зарубежных исследований (R. Becher, M. Seeman, М. Berry, I. Eisenson и др.).

Таким образом, оценивая значимость речевых кинестезии в фор­мировании письменной речи, исследователи указывают, что фонема­тическая организация звучков речи предполагает наличие чётких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы раз-

11 Кадочкин Л.Н. Роль речевых кинестезии в формировании некоторых орфографи­ческих навыков // Вопр. психол. 1955. №3. С. 71-76.

22 Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изл-во АПН РСФСР 1950 С. 53; а также: Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971. С. 69—94; Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.; Педаго­гика, 1972. с 199—207.

"Боскис P.M., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах ар­тикуляции у детей // Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып. 18. С. 167-191.

личать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определённой системы акустико-артикуляционных свя­зей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая дея­тельность, благодаря которой ребёнок обобщает признаки фонемы, отграничивая её тем самым от других.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные психологические компоненты процесса письма.

2. Какова роль артикуляции в формировании фонематического слуха?

3. Покажите значение артикуляции в формировании фонематического вос­
приятия.

4. Разграничьте понятия «фонематический слух» и «фонематическое вос­
приятие».

5. Какую роль в процессе письма играют громкие или скрытые артикуляции
пишущего человека?

6. Какие трудности испытывают учащиеся, приступающие к овладению
грамотой?

Наши рекомендации