Паспорт логопедического кабинета
Составляется логопедом и содержит сведения о:
— состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;
— расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т.д.);
— наличии в кабинете мебели;
— наличии необходимых пособий (картотека);
— наличии методической литературы;
— наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т.д.).
Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.
8. Журнал учета посещаемости фронтальных
и индивидуальных занятий
В качестве журнала посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный журнал.
Основная цель данного документа — фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.
Несмотря на то, что логопед является сотрудником образовательного учреждения и его занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и т.д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв ...» и т.д.
9. График рабочего времени логопеда.
Циклограмма рабочего времени
График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.
Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель — определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:
— количество групп, занимающихся на логопункте;
— количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;
— частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;
— продолжительность занятий и перерывов между ними.
Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе — устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.
Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.
Утверждаю___________ Директор МОУ № ______ ______________________ | |||
ГРАФИК РАБОТЫ на 200___/200___учебный год логопеда МОУ №_____ | |||
Понедельник 11.00—15.35 Вторник 13.00—17.00 Среда 11.00—15.00 | Четверг 13.00—17.00 Пятница 11.00—15.00 | ||
Утверждаю _
Директор МОУ № _
ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА 200___/200
УЧЕБНЫЙ ГОД ЛОГОПЕДА МОУ №________
Понедельник 11.00 - 11.40 — группа №1 11.50 - 12.30 — группа №2 12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3 14.15 - 15.35 — работа с документацией | Вторник 13.05 - 13.25 — индивидуальное №4 13.35 - 14.15 — группа №4 14.25 - 15.05 — индивидуальное №5 15.15 - 15.35 — индивидуальное №6 15.40 - 16.00 — индивидуальное №7 16.10 - 16.50 — группа №5 16.50 - 17.45 — работа с документацией |
Среда 11.00 - 11.40 — группа №1 11.50 - 12.30 — группа №2 12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3 14.20 - 15.10 — консультации 15.00 - 15.35 — работа с документацией | Четверг 13.05 - 13.25 — индивидуальное №4 13.35 - 14.15 — группа №4 14.25 - 15.05 — индивидуальное №5 15.15 - 15.35 — индивидуальное №6 15.40 - 16.00 — индивидуальное №7 16.10 - 16.50 — группа №5 16.50 - 17.45 — работа с документацией |
Пятница 11.00 - 11.40 — группа №1 11.50 - 12.30 — группа №2 12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3 14.20 - 15.10 — консультации |
Примечания.
1. Посещение педагогического совета, перерывы между занятиями, оформление документации и консультирование не входит в «чистое» рабочее время специалиста, т.е. не считается коррекционной работой. В циклограмме не отражается. Данное время считается присутствующим и входит в общий график специалиста.
2. Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку перемен данного образовательного учреждения (если перемена 10 минут, то перерыв между групповыми занятиями 10 минут, если перемена 20 минут — перерывы между занятиями 20 минут).
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу
Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.
Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т.д.
Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление.
Пример календарно-тематического плана приведен на с. 46-48.