Должностные инструкции логопеда

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 4

ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6

1. Инструктивное письмо........................................................................................................... 7

2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8

3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9

4. Программы обучения........................................................................................................... 16

5. Годовой план работы логопеда.......................................................................................... 17

6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся..................................... 28

7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................. 28

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий................. 29

9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени.................... 32

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу................................... 34

11. Речевые карты...................................................................................................................... 37

12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга................................................................................. 39

13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года........................................ 44

ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте.. 49

1. Речевые пробы и система их оценки................................................................................. 51

Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР....................................................... 67

Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР.............. 68

2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников................................ 69

Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70

Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70

3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70

ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91

1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94

Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94

Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95

Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96

Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96

2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97

Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97

Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104

Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110

Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115

Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

ВВЕДЕНИЕ

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.

Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо.

Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени.

Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии.

В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц:

— логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа;

— учителей начальных классов и преподавателей русского языка;

— студентов дефектологического факультета;

— логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи);

— родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.

ЧАСТЬ 1
Организация работы логопеда
на школьном логопункте

Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить:

1. Инструктивное письмо;

2. Сборник приказов и инструкций;

3. Должностные инструкции;

4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления;

5. Годовой план работы логопеда;

6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;

7. Паспорт логопедического кабинета;

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;

9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу;

11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);

12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);

13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).

Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:

— инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,

— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.,

— постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».

Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов.

Инструктивное письмо

Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).

На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка на логопункт служит наличие у него следующих дефектов:

— общего недоразвития речи разной степени выраженности;

— фонематического недоразвития речи;

— недостатков произношения — фонетического дефекта;

— дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

— нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами.

Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей.

Предельная наполняемость логопедического пункта городскогообщеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельскогообразовательного учреждения не более 20 человек.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Групповые занятия проводятся:

— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю.

Продолжительность группового занятиясоставляет 40 минут,продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:

Речевое нарушение Городской логопункт Сельский логопункт
С общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 до 3
С неярко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) до 5 до 4
С фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и фонетическим недоразвитием (ФН) до 6 до 5
С нарушением письма, обусловленным ОНР до 4 до 2
С нарушением письма, обусловленным НВ ОНР до 5 до 4
С нарушением письма, обусловленным ФФН и ФН до 6 до 5
Заикающиеся до 4 до 3
С недостатками произношения отдельных звуков до 7 до 6

2. Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения РСФСР
(сентябрь 1979 г.)

Этот сборник направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи.

Фактически он представляет собой положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Организация логопедической помощи;

3. Учитель-логопед;

4. Руководство и контроль за логопедической работой;

5. Приложения.

В сборник также входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей.

В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Так у учителей-логопедов и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю.Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.

Программы обучения

Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.

Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.

Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.

Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).

В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.

5. Годовой план работы логопеда

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).

Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.

I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

— учителя начальных классов;

— педагог-психолог;

— родители;

— администрация общеобразовательного учреждения;

— специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.

Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___

учебный год логопеда МОУ №________

«Утверждаю»

Директор МОУ №__________

ФИО_____________________

Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
1. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году до 01.09 ОУ Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклей­ка обоями, оформление зоны для индивидуаль­ной работы Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Первичное и углуб­ленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ Проведение массового обследования учащихся начальной школы, за­тем углубленного об­следования детей, за­численных на лого­пункт Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Изучение документа­ции детей, зачислен­ных на логопункт 01.09 — 15.09 ОУ Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт уча­щихся сведений, необ­ходимых для педагога Учитель-логопед Изучена
Проведение монито­ринга устной и пись­менной речи детей (1—4 класс) 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ Заполнение речевых карт, протоколов об­следования устной и письменной речи, об­работка результатов, написание аналитиче­ских справок Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Оформление доку­ментации учителя-ло­гопеда на начало и конец учебного года 01.09 — 15.09 30.05 — 10.06 ОУ Оформление и визиро­вание необходимой до­кументации, комплек­тование пакета доку­ментов в соответствии с рекомендуемым пе­речнем Учитель-логопед Оформлена в установлен­ные сроки
Комплектование групп для коррекци­онной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс 01.09 — 15.09 ОУ Комплектование групп для коррекционной ра­боты (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дис­графии) Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Подготовка раздаточ­ного материала до 01.09 а также в ка­никулярное время ОУ Изготовление пособий по теме: «Гласные пер­вого и второго ря­да», символов для обо­зна­чения гласных и со­гласных звуков, карто­чек с изображением стилизованных букв Учитель-логопед Приобретено
Приобретение посо­бий и дидактических игр до 01.09, а также в те­чение года ОУ «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», темати­че­ские словари по те­мам «Овощи», «Гри­бы», «Фрукты» Учитель-логопед Приобретено
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Анализ коррекцион­ной работы (предоста­вляется в отдел обра­зования или образова­тельный округ стар­шему логопеду, рай­онному логопеду и т.д.) 15.05-30.05 Написание аналити­ческих справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
II. Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУ Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУ Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
III. Научно-методическая работа
Проведение группо­вых консультаций: А) выступления на роди­тельских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед Сентябрь — 1 класс     Январь — 2 класс ОУ «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе»     «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?»   Учитель-логопед 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.)
  Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
 
  Б) Тематические консультации для учителей начальных классов Сентябрь     Ноябрь     Февраль Методичес­кие объеди­нения учите­лей нач. клас- сов. ОУ «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» Выступаю­щий на метод. объедине­нии 10 сентября     20 ноября     14 февраля  
Проведение роди­тельских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт Сентябрь, май ОУ   Учитель-логопед 24 сентября 20 мая  
Проведение индиви­дуальных консуль­таций для родителей и педагогов ОУ В течение года ОУ Понедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) Учитель-логопед Еженедельно (по графику работы специалиста)  
Семинары-практику­мы для учителей-логопедов района: Сентябрь В течение года(согласно плану работы)   «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»   Сентябрь — слушатель   23 сентября  
                         
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
  ноябрь Район: на базе районного психологического центра, отдела обра­зования, ПМПК и т.д. «Итоги комплек­тования школьных логопунктов, актуаль­ность логопедической работы в школе» Ноябрь — участник 9 ноября
    Март «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» Март —участник 19 марта
  Июнь «Итоги коррекционной работы за текущий год» Июнь — слушатель 10 июня
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс ОУ А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» Учитель-логопед 2 октября     10 декабря
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт Октябрь, апрель ОУ Приглашаются роди­тели, чьи дети посе­щают логопедические занятия. Тема опреде­ляется логопедом по перспективному плану Учитель-логопед Первая неделя октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» Март. Кафедра пе­дагогического университета; областное мероприятие Выступления специа­листов города и обла­сти, обмен опытом, знакомство с новин­ками методической литературы Участник 19 марта
             
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Посещение курсов повышения квалификации Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие Лекционные и практи­ческие занятия, прово­димые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалис­тами города и области Слушатель Первая и вторая неделя февраля
   
  Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета ОУ Проведение практических занятий в рамках педагогической практики   Первая—тре­тья неделя октября Вторая—чет­вертая неделя декабря
  IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ
  Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка с 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУ Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сен­сорную сферу, познава­тельную сферу и мелкую моторику. Логопед иссле­дует уровень сформиро­ванности речевых навы­ков и артикуляционную моторику. Учитель на­чальных классов иссле­дует общеразвивающие навыки по программе ОУ Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития Сентябрь Январь Май ОУ Взаимный обмен инфор­мацией, с целью уточне­ния и конкретизации за­ключения, а также для составления индивиду­альных программ развития   Учитель-логопед Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк
             
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ В течение года Логопед направляет детей с целью уточ­нения заключения, для более полного обследо­вания, с целью прове­дения профилакти­ческих или коррекци­онных мероприятий Учитель-логопед Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ
Знакомство с содержанием коррекционного обучения Перед нача­лом коррек­ционной ра­боты (2 раза в год — перед каждым пери­одом коррек­ционного обучения). ОУ Логопед знакомит пси­холога и учителей на­чальных классов с нап­равлениями коррекци­онной работы на теку­щий год, с предпола­гаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требо­ваниями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми мето­дами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной кор­рекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с програм­мами обучения по русскому языку на текущий год Участник единого коррекционного процесса Проведено: сентябрь, январь
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Взаимопосещение коррекционных занятий   А) Октябрь — 2 класс   Б) Декабрь — 1 класс Февраль   ОУ У логопеда: А) Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные», Б) «Твердые и мягкие согласные» У психолога: «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда» У педагогов начального звена: 1 «А», «Б» — октябрь 2 «А», «Б» — ноябрь 3 «А», «Б» — декабрь Ответстве­н­ный     Участник   Слушатель   А) 2 октября     Б) 10 декабря   17 февраля   4 октября 18 ноября 15 декабря
Подготовка документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦ На ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — еже­квартально). На ПМПЦ - по мере необ­ходимости. ОУ Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости пред­ставления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образователь­ного маршрута, при окончании коррекцион­ного обучения и т.д. Участник единого коррекци­онного процесса (учитель-логопед) Подготовлена документация на заседания ПМПк (28 сентября, 16 января, 25 мая)
Индивидуальное консультирование Еженедельно: понедельник, четверг: 14.15 — 15.00 Индивидуальное кон­сультирование специа­листа с целью обсуж­дения методов, прие­мов коррекционной работы, обсуждение Учитель-логопед В рамках консультаций (по графику работы)
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
      необходимости изго­товления или приобре­тения наглядных посо­бий и т.д.    

Примечания.

1. Посещение педагогического совета, перерывы между занятиями, оформление документации и консультирование не входит в «чистое» рабочее время специалиста, т.е. не считается коррекционной работой. В циклограмме не отражается. Данное время считается присутствующим и входит в общий график специалиста.

2. Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку перемен данного образовательного учреждения (если перемена 10 минут, то перерыв между групповыми занятиями 10 минут, если перемена 20 минут — перерывы между занятиями 20 минут).

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу

Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.

Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т.д.

Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление.

Пример календарно-тематического плана приведен на с. 46-48.

Речевые карты

(в зависимости от речевого дефекта)

В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта. В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла ввиду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом, либо были чересчур громоздкими и неудобными в работе.

В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать тот, с помощью которого логопед сможет увидеть полную картину речевого дефекта и без труда поставить заключение.

Основные разделы речевой карты:

1. Анамнестические данные;

2. Обследование фонетической стороны речи;

3. Обследование звукопроизношения;

4. Обследование строения артикуляционного аппарата;

5. Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание, мышление);

6. Обследование лексико-грамматического строя речи;

7. Обследование связной речи;

8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка).

В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, составленных с учетом возраста и специфики речевого нарушения ребенка.

Хочется обратить ваше внимание на речевую карту для ученика 2—4 класса. В приложение к этой карте помимо традиционных образцов детских работ предлагается включить задания, которые дети выполняют самостоятельно. Также рекомендуется дважды проводить слуховые и зри<

Наши рекомендации