В воспитательно-оздоровительных
УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
для специальности:
1-03 04 03 Практическая психология
2015 г.
СоставителЬ:
Т.В. Александрович, доцент кафедры дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № 5 от 22.12.2015 г.);
Советом социально-педагогического факультета Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № 4 от 22.12.2015 г.);
Научно-методическим советом Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____ от ___________ 20__ г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей частью подготовки специалистов по практической психологии является производственная «Педагогическая практика в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования» учебная (педагогическая) практика, которая позволяет продолжить учебный процесс в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.
Прохождение производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования поможет студентам активно включиться в образовательный процесс с детьми и подростками, что будет способствовать обеспечению успешности решения многих профессионально-социальных задач, к которым относятся:
– признание самоценности детства, учет в организации образовательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– формирование отношения к каждому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, требующей внимания, поддержки, уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности;
– осознание необходимости сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, гуманистического подхода к оздоровительной работе с учетом физических и психологических особенностей детей;
– построение образовательного процесса в летний период, предполагающего организацию разнообразных видов воспитательной и оздоровительной деятельности;
– освоение технологий создания временного детского коллектива, методикой проведения коллективных творческих дел, игр, конкурсов, спортивных праздников.
Основная цель производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования – формировать у студентов готовность к осуществлению воспитательной деятельности в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в летний период.
Задачи производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования:
1) Интегрировать знания, приобрести умения и навыки самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования.
2) Сформировать необходимые профессиональные компетенции и личностные качества педагога (воспитателя) воспитательно-оздоровительного учреждения образования.
3) Овладеть содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей.
4) Развивать ответственное и творческое отношение к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Требования к уровню освоения содержания производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названном стандарте указан минимум содержания в виде системы обобщенных педагогических знаний и умений, составляющих педагогическую компетентность выпускника учреждения высшего образования. В результате прохождения производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования студент должен:
знать:
− сущность, содержание,особенности, структуру образовательного процесс в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования;
−специфику проявления возрастных особенностей детей и подростков;
−технологию организации коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания;
−педагогические требования к организации режима, активного отдыха, проведению санитарно-гигиенической работы, охране жизни и здоровья детей;
−возможности индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.
уметь:
– использовать различные методы, приемы, средстваи формы воспитания детей в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования;
– планировать оздоровительную и воспитательную работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;
– создавать условия для развития самодеятельности и творчества детей и подростков;
– организовывать разнообразные виды деятельности детей и подростков;
– устанавливать педагогически правильные отношения с детьми;
– работать самостоятельно и в команде
владеть:
– навыками здоровьесбережения, профессионального общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса;
– способностью к социальному взаимодействию;
– эффективными способами коммуникаций с детьми, педагогами и родителями воспитанников;
– различными методами, средствами и формами воспитания и руководства деятельностью детей.
−способностью педагогического осмысления и анализирования опыта образовательной деятельности.
Производственная педагогическая практика в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования проводится на 3 курсе в 6 семестре студентами дневной формы получения образования в течение 3 недель и на 4 курсе в 7 семестре студентами заочной формы получения образования в течение 1,5 недели.Организация самостоятельной работы студентовпредполагает:
– разработку календарного (перспективного) плана работы с детьми и подростками в летний период;
– разработку и проведение планов-конспектов коллективных творческих дел, игр, конкурсов, спортивных праздников;
– создание и защиту авторской модели смены воспитательно-оздоровительного учреждения образования в летний период.
Аттестация качества прохождения производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования проводится в форме дифференцированного зачета.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Этапы | Содержание практики | Практические умения и навыки, компетенции, формируемые на данном этапе | Формы текущего контроля |
Организационный период | − организация заезда детей, регистрация; − знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем; − выработка плана жизнедеятельности в отряде; − выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников; − формирование органов самоуправления; − планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере; − подготовка к открытию лагерной смены | –уметь определять цель и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; – уметь осуществлять планирование оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей; – уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми; − уметь отбирать и применять методики диагностики социально-психологического климата в отряде | – запись в дневнике практики информации о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, о своем отряде; – план-сетка оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену; – отрядный уголок (фото, макет), включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему. |
Основной период | − реализация программы воспитательно-оздоровительной деятельности воспитателя; − организация и включение детей в различные виды деятельности; − проведение коллективных творческих дел; − деятельность профильных детских объединений по интересам; − корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности; − руководство функционирующими в отряде органами самоуправления | – уметь создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков; организации самоуправления в коллективе; – уметь организовывать разнообразную деятельность детей и подростков; –уметь проектировать интеллектуально-познавательные игры и игровые развивающие и оздоровительные программы, использовать современные технологию; – уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми; – уметь составлять воспитательный сценарий; – уметь корректировать нормы общения, поведения, отношений и деятельности | – запись в дневнике практики краткого содержания и анализа проделанной работы; – методическая разработка воспитательного сценария; – самоанализ воспитательного мероприятия; – программа самовоспитания личности одного воспитанника отряда; – материалы фото- и видеофиксации интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности воспитателей. |
Итоговый | − анализ работы на совете отряда и сборе; − подведение итогов и организация церемонии награждения победителей, соревнований, конкурсов; − подготовка и участие в закрытии лагерной смены | – уметь составлять отчет по результатам прохождения педагогической практики; – уметь рефлексировать себя, анализировать опыт педагогической деятельности | – письменный анализ конфликтной ситуации из опыта вашей воспитательской деятельности; – отчет по результатам прохождения педагогической практики; – фото- и видеоматериалы (мультимедийная презентация) для заключительной конференции. |