В воспитательно-оздоровительных

УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

для специальности:

1-03 04 03 Практическая психология

2015 г.

СоставителЬ:

Т.В. Александрович, доцент кафедры дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 5 от 22.12.2015 г.);

Советом социально-педагогического факультета Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 4 от 22.12.2015 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № ____ от ___________ 20__ г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей частью подготовки специалистов по практической психологии является производственная «Педагогическая практика в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования» учебная (педагогическая) практика, которая позволяет продолжить учебный процесс в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Прохождение производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования поможет студентам активно включиться в образовательный процесс с детьми и подростками, что будет способствовать обеспечению успешности решения многих профессионально-социальных задач, к которым относятся:

– признание самоценности детства, учет в организации образовательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– формирование отношения к каждому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, требующей внимания, поддержки, уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности;

– осознание необходимости сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, гуманистического подхода к оздоровительной работе с учетом физических и психологических особенностей детей;

– построение образовательного процесса в летний период, предполагающего организацию разнообразных видов воспитательной и оздоровительной деятельности;

– освоение технологий создания временного детского коллектива, методикой проведения коллективных творческих дел, игр, конкурсов, спортивных праздников.

Основная цель производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования – формировать у студентов готовность к осуществлению воспитательной деятельности в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в летний период.

Задачи производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования:

1) Интегрировать знания, приобрести умения и навыки самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

2) Сформировать необходимые профессиональные компетенции и личностные качества педагога (воспитателя) воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

3) Овладеть содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей.

4) Развивать ответственное и творческое отношение к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Требования к уровню освоения содержания производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названном стандарте указан минимум содержания в виде системы обобщенных педагогических знаний и умений, составляющих педагогическую компетентность выпускника учреждения высшего образования. В результате прохождения производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования студент должен:

знать:

− сущность, содержание,особенности, структуру образовательного процесс в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования;

−специфику проявления возрастных особенностей детей и подростков;

−технологию организации коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания;

−педагогические требования к организации режима, активного отдыха, проведению санитарно-гигиенической работы, охране жизни и здоровья детей;

−возможности индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.

уметь:

– использовать различные методы, приемы, средстваи формы воспитания детей в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования;

– планировать оздоровительную и воспитательную работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;

– создавать условия для развития самодеятельности и творчества детей и подростков;

– организовывать разнообразные виды деятельности детей и подростков;

– устанавливать педагогически правильные отношения с детьми;

– работать самостоятельно и в команде

владеть:

– навыками здоровьесбережения, профессионального общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса;

– способностью к социальному взаимодействию;

– эффективными способами коммуникаций с детьми, педагогами и родителями воспитанников;

– различными методами, средствами и формами воспитания и руководства деятельностью детей.

−способностью педагогического осмысления и анализирования опыта образовательной деятельности.

Производственная педагогическая практика в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования проводится на 3 курсе в 6 семестре студентами дневной формы получения образования в течение 3 недель и на 4 курсе в 7 семестре студентами заочной формы получения образования в течение 1,5 недели.Организация самостоятельной работы студентовпредполагает:

– разработку календарного (перспективного) плана работы с детьми и подростками в летний период;

– разработку и проведение планов-конспектов коллективных творческих дел, игр, конкурсов, спортивных праздников;

– создание и защиту авторской модели смены воспитательно-оздоровительного учреждения образования в летний период.

Аттестация качества прохождения производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования проводится в форме дифференцированного зачета.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

  Этапы Содержание практики Практические умения и навыки, компетенции, формируемые на данном этапе Формы текущего контроля
Организационный период − организация заезда детей, регистрация; − знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем; − выработка плана жизнедеятельности в отряде; − выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников; − формирование органов самоуправления; − планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере; − подготовка к открытию лагерной смены –уметь определять цель и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; – уметь осуществлять планирование оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей; – уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми; − уметь отбирать и применять методики диагностики социально-психологического климата в отряде – запись в дневнике практики информации о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, о своем отряде; – план-сетка оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену; – отрядный уголок (фото, макет), включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему.
Основной период − реализация программы воспитательно-оздоровительной деятельности воспитателя; − организация и включение детей в различные виды деятельности; − проведение коллективных творческих дел; − деятельность профильных детских объединений по интересам; − корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности; − руководство функционирующими в отряде органами самоуправления – уметь создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков; организации самоуправления в коллективе; – уметь организовывать разнообразную деятельность детей и подростков; –уметь проектировать интеллектуально-познавательные игры и игровые развивающие и оздоровительные программы, использовать современные технологию; – уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми; – уметь составлять воспитательный сценарий; – уметь корректировать нормы общения, поведения, отношений и деятельности – запись в дневнике практики краткого содержания и анализа проделанной работы; – методическая разработка воспитательного сценария; – самоанализ воспитательного мероприятия; – программа самовоспитания личности одного воспитанника отряда; – материалы фото- и видеофиксации интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности воспитателей.
Итоговый − анализ работы на совете отряда и сборе; − подведение итогов и организация церемонии награждения победителей, соревнований, конкурсов; − подготовка и участие в закрытии лагерной смены – уметь составлять отчет по результатам прохождения педагогической практики; – уметь рефлексировать себя, анализировать опыт педагогической деятельности – письменный анализ конфликтной ситуации из опыта вашей воспитательской деятельности; – отчет по результатам прохождения педагогической практики; – фото- и видеоматериалы (мультимедийная презентация) для заключительной конференции.

Наши рекомендации