Организация работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в ДОО
В языкознании термин «грамматика» употребляется в двух значениях:
- наука о строе языка и его законах;
-система, объединяющая морфологию(словоизменение), синтаксис(сочетание и порядок следования слов),словообразование (образование слов на базе других различными способами).
Задачи по формированию грамматического строя речи:
-помочь детям освоить морфологическую систему родного языка (морф.формы: существительные (род,число,падеж),глагол(вид,число,наклонение), прилагательные(род,число,падеж)
- помочь освоить синтаксическую сторону речи
- дать знания об элементарных нормах образования слов (суффиксальный, приставочный…)
Пути формирования грамматически правильной речи
- своевременное формирование грамматического строя речи считать залогом успешного общего психического развития. Формирование грамматического строя речи.
- функции разных сторон грамматики происходит несинхронно, поэтому обучение длжно осуществляться поэтапно.
Исходя из общих закономерностей речевого развития детей дош.возраста,анализа особенностей овладение грамматическими и речевыми навыками опред. Организация работы:
- создание благоприятной языковой среды
- специальное обучение трудным грамматическим формам
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения
- исправление грамматических ошибок.(методика разработана Барович, дифференцируется по возрастам)
Формирование грамматически правильной речи детей зависит от благоприятной языковой среды и умение педагога исправлять грамматические ошибки.
38.Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем.
Начну с технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучениядошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая сторона речи – а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи. Для примера, «Индивидуальная программа познавательного общения взрослого с ребёнком» М. Ю. Сторожевой.
Игровые технологии.В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Необходимо отметить использование метода образовательных проектов в работе ДОУ.В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагого задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?Что мы узнали?
Здоровьесберегающие технологии– сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.