Нарушение свободы совести и вероисповедания.
Русская Православная Церковь прямо указывала: «Церковь считаетнедопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации.Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями» (см. Позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятую Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года[5]).
В письме Государственно-правового управления Президента РФ от 22.01.2014 года №А6-403 в ответ на обращение Патриарха Кирилла сказано: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой[6]).
Сбор частных данных в базу «Контингент» будет принуждением к автоматизированной обработке персональных данных. Кроме того, идентификация граждан в «Контингенте» будет проводиться через СНИЛС - номерной идентификатор человека, который не приемлют большинство православных людей по религиозным соображениям (как подмену христианского имени номером). В РФ 75% православных. Соответственно, навязываемый закон подрывает свободу совести и вероисповедания большей части населения страны, а значит, нарушает также статью 28 Конституции РФ.
Подписание Президентом закона о «Контингенте» будет грубо противоречить и выраженной позиции Государственно-правового управления, и позиции РПЦ.
Несостоятельность аргументов сторонников законопроекта.
9.1. Сторонники законопроекта заявляют, что якобы на сегодня смартфоны, которыми пользуются граждане России, по сути дела являются той же самой базой «Контингент», поскольку содержат в электронном виде частную информацию, которая может быть доступна в том числе западным спецслужбам.
Эти аргументы не выдерживают критики.
А) Смартфоны имеются далеко не у всех граждан России, и тем более далеко не у всех детей. Их практически нет у детей младшего возраста.
Б) Смартфон, если и содержит некую информацию частного характера, то весьма и весьма ограниченную. У большинства граждан в смартфоне помимо списка номеров, смс-сообщений, нескольких фотографий (видео-записей) нет ничего того, что планируется к внесению в базу «Контингент».
В) По смартфону далеко не всегда можно идентифицировать его владельца (в связи с оформлением телефонов на чужие паспорта).
Г) Доступ к информации со смартфона имеется лишь у правоохранительных органов в строго оговоренных законом случаях (для расследования преступлений). Никакие иные госорганы, и тем более организации не имеют такого доступа.
Д) «Контингент» планируется как единая электронная база, которая будет содержать в одном ресурсе все персональные данные обо всех детях России и их родителях, а также обо всех взрослых обучающихся (закончивших обучение) гражданах, то есть, практически обо всех гражданах России. Получение доступа к смартфону (в отличие от базы «Контингент»), во-первых, не дает доступа к информации обо всех гражданах России, во-вторых, в принципе крайне затруднено, в-третьих, даст лишь самую куцую информацию о человеке, в-четвертых, не известно, какого именно человека будет данная информация касаться.
9.2. Сторонники законопроекта заявляют, что для обеспечения государственной безопасности они планируют защитить данные сотрудников специальных служб, правоохранительных органов и не вносить их в базу «Контингент».
Однако с учетом того, что количество таких сотрудников в России исчисляется сотнями тысяч (если не более – с учетом членов семей), то система «Контингент» как ресурс «планирования» образования принципиально лишается возможности исполнения заявляемых задач (из-за невозможности охвата лиц, «нуждающихся в образовательных услугах» и т.п.). Вместе с тем, сохраняются все вышеперечисленные угрозы для остальных миллионов граждан России.
ВЫВОДЫ.
10.1. Законопроект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (о создании государственной системы «Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам»)»абсолютно неудовлетворителен.