Неопределенность многих норм законопроекта означает их неконституционность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, «неопределенность содержания правовой нормы препятствует ее единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации» (постановления Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П, от 6 апреля 2004 года № 7-П, от 20 декабря 2011 года № 29-П и др.).
Д) Необоснованное внедрение СНИЛС в базу «Контингент».
Пункт 2 части 16 статьи 98 проекта ФЗ об образовании прямо предусматривает внесение в «Контингент» таких сведений как «страховой номер индивидуального лицевого счета(при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – СНИЛС).
Однако согласно абзацу 6 статьи 1 Федерального закона РФ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете) «индивидуальный учет», который ведет Пенсионный фонд России (ПФР) - это «организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав …».В статье 3 приведен закрытый (исчерпывающий) перечень целей учета, и все они касаются обеспечения пенсионных прав. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об индивидуальном учете СНИЛС необходим лишь «застрахованным лицам», а по абзацу 3 статьи 1 Закона «застрахованными» в ПФР является те «лица», в отношении которых в ПФР вносятся страховые взносы. Однако ребенок не работает, трудового стажа и выплат страховых взносов в ПФР у него не может быть. Зачем ребенку СНИЛС? Вероятно, для далеко идущих целей авторов проекта по контролю за каждым гражданином России во всех сферах его жизнедеятельности.
Не следует обращать внимание на оговорку в проекте «при наличии». Из практики известно, что уже сейчас такие оговорки не действуют: от граждан требуют представления того, что может быть «в наличии» под угрозой отказа в предоставлении государственных услуг.
СНИЛС в системе Контингент - это одна из опаснейших и прямо не декларируемых целей проекта. Через присвоение СНИЛС каждому человеку с рождения произойдет «оцифровка» всего населения России с рождения, под этим номером будет внедрен тотальный контроль за каждым гражданином на протяжении всей жизни, поскольку только через этот номер впоследствии планируется предоставление любых государственных услуг, любых взаимоотношений человека и государства. В частности, на это нацелен законопроект № 1072874-6 «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты РФ (о расширении направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета)», принятый Государственной думой в первом чтении.
Кроме того, следует учитывать, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» «обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных».
Поэтому внесение в базу «Контингент» информации, которая не требуется для достижения заявляемых целей (по управлению системой образования и оказанию услуг в этой сфере), грубо нарушает принципы обработки персональных данных, установленные федеральным законодательством. К такой информации относится как СНИЛС (введенный законом для цели реализации пенсионныхправ), так и большинство иных вышеперечисленных данных.
4. Законопроект о «Контингенте» дает почву для объединения в одной базе абсолютно разнородной информации о ребенке и его семье: например, об учебных вопросах (успехах и т.п.), о здоровье, о ситуации в семье.
Однако согласно части 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» («Принципы обработки персональных данных»): «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Это правило не случайно – оно обеспечивает защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной жизни человека. А законопроект о «Контингенте» уничтожает этот механизм.
5. Нарушение принципов и гарантий права на образование.
Согласно части 1 статьи 43 Конституции РФ «Каждыйимеет право на образование».
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции РФ «Гарантируются общедоступностьи бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования …».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 ФЗ об образовании: «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: … обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Как отмечено в части 2 статьи 5 ФЗ об образовании, «Право на образованиев Российской Федерациигарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а такжедругих обстоятельств».
Законопроект о «Контингенте» подрывает конституционное право каждого на образование, а также вышеуказанные принципы и гарантии образования, установленные законом, поскольку граждане не смогут получать образование без нарушения неприкосновенности их частной жизни, а также потому, что для ухода от внесения частных данных в базу «Контингент» многие будут вынуждены переходить на семейное образование. Иными словами, граждане, уклоняющиеся от передачи частных данных в систему «Контингент», будут жестко дискриминируемы в сфере образования.
Согласно части 1 статьи 89 ФЗ об образовании «Управление системой образования осуществляется на принципах: законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мненияи носит государственно-общественный характер».
Как видно, действующий закон требует соблюдения «законности и учета общественного мнения». А через законопроект о «Контингенте» в противоречие с обозначенными положениями будут внедрены такие новые принципы управления образованием как «антиконституционность» и «удобство чиновников».