Правительству делегированы широкие полномочия по формированию системы «Контингент».
Часть 20 статьи 98 проекта ФЗ об образовании гласит: «Порядок создания, формирования и ведения систем «Контингент», в том числе состав и форма передачи сведений, включенных в указанные системы, сведения, подлежащие получению из информационных систем, перечень органов и организаций, уполномоченных передавать и получать эти сведения, порядок и сроки передачи и получения этих сведений, порядок их обработки, порядок и срок хранения этих сведений, порядок осуществления доступа к ним с использованием единой системы идентификации и аутентификации, порядок информационного взаимодействия с информационными системами, порядок формирования и использования классификаторов этих сведений, устанавливается Правительством Российской Федерации.»
Между тем, отсутствие в проекте федерального закона конкретных персональных данных, подлежащих внесению в систему «Контингент», было одной из причин наложения Президентом вето на законопроект[2].
Кроме того, ограничение конституционного права на обработку частной информации с согласия субъекта персональных данных в принципе возможно только в рамках федерального закона (часть 3 статьи 55 Конституции), а не через делегирование полномочий исполнительным органам власти.
3. Законопроект создает правовые основания для внесения в базу «Контингент» широчайших сведений о гражданах России.
Во-первых, законопроект не устанавливает исчерпывающий перечень информации для внесения в систему «Контингент», поскольку наделяет Правительство полномочиями по определению указанного перечня (часть 20 статьи 98).
Во-вторых, несмотря на такое делегирование полномочий, законопроект прямо предусматривает некоторые виды информации, которые будут занесены в базу «Контингент», и они сформулированы крайне неопределенно.
А) Согласно пункту 3 части 16 статьи 98 проекта ФЗ об образовании региональные системы «Контингент» включают в себя:
«сведения об образовании:
а) о приеме на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, об условиях приема;
б) о форме и условиях получения образования; …».
Слова «Сведения об образовании» не сопровождаются абсолютно никаким ограничением (например, по кругу лиц либо по типам образовательных программ, реализуемых в образовательной организации).
Вместе с тем согласно подпункту «а» пункта 3 части 16 статьи 98 в базу «Контингент» внесут информацию «о приеме на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, об условиях приема».
Рассмотрим, какие организации относятся по действующему законодательству к «организациям, осуществляющую образовательную деятельность».
Согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ об образовании к таковым отнесены «образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение», а также «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность…».
При этом по пункту 18 статьи 2 ФЗ об образовании «образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».
По пункту 19 статьи 2 ФЗ об образовании: «организация, осуществляющая обучение,- юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности». Расшифровка понятия такой организации содержится в статье 31 ФЗ об образовании, согласно части 1 которой «к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица».
В соответствии с частью 2 статьи 21 ФЗ об образовании: «На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций».
Это значит, что базу «Контингент» можно будет насыщать сведениями об образовании всех граждан России, полученных в любых организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, например, на каких-нибудь курсах в юридических лицах, осуществляющих образовательную деятельность. Причем, согласно подпунктам «а», «б» пункта 3 части 16 статьи 98 в базу внесут данные «об условиях приема», «условиях получения образования», то есть, об условиях договора частного лица на обучение, иными словами, абсолютно конфиденциальную информацию.
Согласно законопроекту в систему занесут также сведения о дополнительном образовании детей (например, о посещении спортивных секций; пункт 2 части 16 статьи 98 проекта ФЗ об образовании, подпункт 1 пункта 2 статьи 3 законопроекта) и совершеннолетних (пункт 3 части 16 статьи 98 проекта ФЗ об образовании, подпункт 4 пункта 1 статьи 3 законопроекта).
Причем, указанные персональные данные предоставляются в системы «Контингент» организациями, «в распоряжении которых находятся указанные персональные данные» (абзац 2 части 19 статьи 98). То есть, обучающийся на курсах либо повышающий свою квалификацию гражданин не будет уведомлен о том, что информация о его образовании заносится в «Контингент».
Б) Подпункт «в» пункта 3 части 16 статьи 98 предусматривает внесение в базу «Контингент» сведений о «достижениях обучающихся в учебной, научной (научно-технической), творческой, физкультурной и спортивной деятельности, профессиональной ориентации».
Что именно подразумевает под собой, например, «учебная деятельность» и «достижения» в ней?
Согласно части 1 статьи 66 ФЗ об образовании: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».
Итак, к «достижениям в учебной деятельности» на уровне начального образования может быть отнесена практически любая информация о ребенке (такой вывод относится к любому уровню образования; см. часть 1 статьи 64, части 2, 3 статьи 66 ФЗ об образовании).
Опасения подтверждаются содержанием действующих федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). Например, «ФГОС начального общего образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) установлены «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», иными словами, те самые «достижения в учебной деятельности», которые упомянуты в законопроекте о «Контингенте».
По указанному ФГОСу стандарт устанавливает требования к «личностным, метапредметным и предметным» результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (пункт 9).
Согласно пункту 10 ФГОСа: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: …
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;…
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».
Согласно пункту 11 ФГОСа «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;…
7) активное использованиеречевых средств исредств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; …
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;…
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;…».
Согласно пункту 12.9 ФГОСа предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, например, по физической культуре,должны отражать:
«…2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)…».
Требования к результатам обучения по ФГОСу для начальной школы огромны (как и по ФГОСам других уровней образования). В этот перечень можно подвести абсолютно любую информацию о ребенке и его семье, вплоть до режима дня в семье и мельчайших подробностей о здоровье ребенка. И вся эта информация по законопроекту под видом достижений в учебной деятельности имеет право войти в базу «Контингент».
Кстати, внесение данных, касающихся здоровья, в систему запланировано также в разделе III Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2014 г. N 2125-р), согласно которому «Межведомственная система должна обеспечивать решение следующих задач: …
формирование полного набора данных об этапах обучения и достижениях обучающихся при их обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность…;
получение информации о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся».
Не менее растяжимо используемое в законопроекте понятие «достижений в творческой деятельности» (подпункт «в» пункта 3 части 16 статьи 98). Они не определены в законе, к ним можно отнести абсолютно любую внешкольную активность ребенка. На практике информация о внеклассной деятельности детей и количестве часов таковой уже в добровольно-принудительном порядке собирается с родителей в школах, нередко под угрозой о получении ребенком низких баллов по результативности в учебе в случае отказа родителей.
В) Подпункт «д» пункта 3 части 16 статьи 98 предусматривает внесение в систему «Контингент» сведений «об имеющемся уровне образования, квалификации (при наличии), в том числе реквизиты документа об образовании и (или) квалификации, сведения о годе окончания и наименовании организации, осуществляющей образовательную деятельность». Но не указано, в отношении каких лиц, а значит, любых. Слова «имеющийся уровень образования» можно истолковать как получение образования в прошлом.
Следует также учитывать, что перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, крайне широк, и все они имеют право выдавать лицам, освоившим образовательные программы (даже без итоговой аттестации), документы об обучении в порядке, установленном этими организациями самостоятельно (часть 15 статьи 60 ФЗ об образовании).
Соответственно, информация о любых учебных успехах любых граждан России в любых организациях, которые занимаются обучением, может попасть в базу «Контингент» на основании обсуждаемого законопроекта.
Г) Согласно пункту 2 части 16 статьи 98 законопроект предусматривает внесение в «Контингент» также «сведений о родителях, законных представителях (при наличии)».
Такая норма является абсолютно неопределенной и дает возможность внести в базу «Контингент» какую угодно информацию о семье (и об отношениях внутри семьи, и о материальной обстановке, и о состоянии здоровья родителей и т.п.). Причем неясно, зачем вообще данные о родителях нужны для «планирования образования».