Кто такой вожатый. Основные качества вожатого.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
«Школа вожатых»
На экзамен необходимо принести с собой:
1) Папка с наработками «Копилка вожатого»
2) Знания
3) Умение работать с играми
4) Отличное настроение!!
Теоретические вопросы (примерно):
Кто такой вожатый. Основные качества вожатого.
Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Думаю, качества вожатого вы сможете перечислить сами, с той картинки, которую мы рисовали на втором занятии.
Временный детский коллектив. Стадии развития.
Временный детский коллектив - малая группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Специфические особенности ВДК:
· общность,
· автономность /от влияния прежнего социума/;
· интенсивность всех видов деятельности /в т.ч. общения/;
· краткосрочность существования /зимой ~12 дней; летом до ~24 дней/. Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.
Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности.
К процессам ВДК относятся:
· руководства и лидерства;
· принятие групповых решений; н
· ормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей;
· формирование функционально-ролевой структуры группы;
· самоуправляемость;
· разбивка на референтные группы и т.д.
В своем развитии может пройти стадии:
· образование,
· функционирование,
· развитие,
· стагнацию,
· регресс,
· распад.
Стадии развития коллективу по Лутошкину:
-Песчаная россыпь – отряд словно множество песчинок, вроде и вместе, но все еще отдельно друг от друга
-Мягкая глина – заметны первые усилия по сплочению коллектива
-Мерцающий маяк – коллектив озабочен тем, что б каждый шел верным курсом, чувствуется поддержка, желание быть вместе
-Алый парус – идет действие по принципу «Один за всех и все за одного»
-Горящий факел – тесная дружба, единая воля, полное взаимопонимание.
Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. (Я СКИДЫВАЛА РАЗДАТКУ, УЧИТЕ С НЕЕ)
Работа с разновозрастными отрядами.
Постараться наладить «шефскую помощь», следить за тем, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, давать задания по возрасту, следить, что б старшие не обижали младших.
Классификация детей по типам темперамента.
- Холерик – гиперактивный, резкий, вспыльчивый, эмоциональный, плохо выполняет сидячую монотонную работу.
- Сангвиник – живой, подвижный, эмоциональный, легко входит в контакт и забывает обиды.
- Меланхолик – медлительный, быстро утомляется, легко выполняет монотонную работу, обидчив, раним, замкнутый, не любит групповую работу.
- Флегматик – спокойный, сдержанный, любит порядок, не любит перемен, доводит начатое до конца, относительно общителен.
НИЖЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, КОТОРУЮ МНЕ ДАВАЛИ В ПРОШЛОМ ГОДУ, ЕСЛИ ЕЕ НАЗОВЕТЕ, ТО +100500 К ОЦЕНКЕ ТОЧНО БУДЕТ
- Активист – в первых рядах, быть с ним внимательнее раза в 3.
- Пионер – Среднячок, тянется за активистами (это большинство отряда)
- Домашний ребенок – плохо приспосабливается к новым условиям, ревит, хорошо развит. Тянутся к старшим.
- Тормозок – медлительный.
- Одинокий волк – к нему стоит проявлять повышенное внимание, т.к. может уйти. Не склонен к общению.
- Изгой – тут и без слов все понятно.
Поощрения и наказания.
Похвала должна быть:
-конструктивная (за дело, а не за врожденные способности)
-одно дело – одна похвала
Хвалить можно грамотой, на линейке, на огоньке.
Для всего отряда: «Особое» мероприятия (внутриотрядная дискотека, огонек, гитарный вечер), перенести отбой на 30-60 минут позже, торжественное чаепитие, «сонный» час, вместо «тихого часа».
При похвале учитываем возраст и отношение отряда к ребенку.
Наказание:
-Не должно наносить физических/психологических травм и неудобств
-Не должно быть физическим
-Не наказываем едой, сном
-один проступок – одно наказание
-Наказываем только за дело
Как наказать:
-Замечание на при отряде/на огоньке/на линейке
-Выговор
-Перевод в другой отряд
-На ковер к администрации
Весь отряд:
-Отменить дискотеку/огонек
-Отбой раньше
-Отмена развлекательного мероприятия (выход в город/экскурсия)
Конфликтология. Общение с ребенком, напарником, начальством, другими работниками. (УЧИТЕ ПО ЛЕКЦИИ ДАШИ, ТАМ ВСЕ ОЧЕНЬ ПОДРОБНО И ХОРОШО)
Виды лагерей. Отличия.
- Досуговый (ДДЛ)
- Оздоровительный (ДОЛ)
- Профильный (спортивный, музыкальный)
- Трудовой
Бывают:
По времени: круглосуточные и дневные
По локализации: областные и южные
По месту проживания: палаточные и стационарные
ЭТО СЛИШКОМ ПРОСТОЙ ВОПРОС, ПРОСТО ПОМНИТЕ, ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ЛАГЕРЯ, ПОГОДУ И ПРОРАБАТЫВАТЬ ДАЖЕ МЕЛОЧИ (ТИПА ОФОРМЛЕНИЯ И НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ)
План-сетка.
При составлении ПС учитывать:
- Возможности лагеря
- Желания и возрастные особенности детей
- Желания напарника
- Погодные условия
- Режим дня
- Тематику смены/дня/лагеря
!!!!! ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ ИМЕТЬ ПЛАН (ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ !!!!
Режимные моменты в лагере.
Примерный РД
8.00 | Подъем | Ласково, спокойно. Сообщаем о погоде, что лучше надеть, напоминаем про зарядку. Можно покреативить со способом подъема (кукарекать, бить в кастрюлю ложкой) |
8.15 | Зарядка | Присекать «отмазы», продумать как, где и каким образом проводить зарядку (особенно в тематические дни), подавать пример и заниматься рядом с детьми, можно попросить старших ребят помогать проводить зарядку, возможны игры с мячом или пробежка) |
8.30 | Уборка комнат, умывание | Следить за малышами (особенно мальчиками), что б умывались, чистили зубы, заправляли кровать и надевали чистые вещи, можно делать график уборки кормуса, сожно обходить комнаты («экран чистоты»), следить, что б кровати были вытряхнуты, а под ними ничего не было, что б мебель была на своих местах. |
9.00 | Завтрак | Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали. |
9.30 | УИСО | Утреннее информационное собрание отряда. Задаем настроение дня, рассказываем о планах на день, можно немного поиграть. |
10.00 | ??? | Мероприятие / Дискотека / КТД / Подготовка к КТД |
13.00 | Обед | Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали. |
14.00 | Тихий час | Следим, что б было тихо, что б младшие отдыхали (лежали в кроватях), старшим можно давать «тихие» поручения, старшим и средним можно разрешить не спать, а читать, готовиться к КТД, но следить, что б не шумели. |
16.00 | Полдник | Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали. |
16.30 | ??? | Мероприятие / Дискотека / КТД / Подготовка к КТД |
19.00 | Ужин | Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали. |
19.30 | ??? | Мероприятие / Дискотека / КТД / Подготовка к КТД |
21.30 | ВИСО | Вечернее информационное собрание отряда. Огонек, подведение итогов дня, анонс следующего дня, добрые слова на ночь |
22.30 | Отбой | Начинаем раньше. За час до не бегаем, можно поговорить на спокойные темы, попеть под гитару спокойные песни. Дать время сделать свои дела. В первый день отбой проводить раньше. |
Игры. Классификация игр.
1. По содержанию и воспитательным задачам (подвижные, спортивные, музыкальные)
2. По месту проведения (настольные, уличные)
3. По количеству участников (парные, массовые)
4. По объему и периоду времени (сезонные, кратковременные)
5. По интенсивности движения (сидячие, стоячие)
6. По признаку пола
7. По наличию предметов/атрибутики
8. По возрасту
9. Вожатская:
- Игры в транспорте
- На знакомство
- На сплочение
- На выявление лидера
- В кругу (ожидание)
- Игры с залом (паузы)
- Игры на пляже
- Игры на дискотеке
- Игры-шутки
- Подвижные
- Игры на дискотеке
- Развивающие (словесные, настольные)
- На снятие агрессии
- Тактилки
- Ролевые (ситуационные)
КЛАССИФИКАЦИИ 1-8 ЗНАТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО (ЕСЛИ ВЫ РАССКАЖЕТЕ ЭТО НА ЭКЗАМЕНЕ +100500 К ОЦЕНКЕ ТОЧНО), ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ КЛАССИФИКАЦИЯ №9
15. Методика подготовки и проведения огоньков, свечек, прощалок.
Огонек – посиделки у костра/свечи
Перед огоньком необходимо настроится и рассказать правила:
- Один говорят – остальные молчат
- Бережно относимся к талисману
- Не осуждаем (Нет плохих детей – есть плохие поступки)
- Правило «Здесь и сейчас» (если хочешь сказать – говори сейчас. То, что сказано здесь не рассказывается никому и никогда)
- Не пересекать круг
Виды огоньков:
Огонек знакомств | Цель: продолжить знакомство и зародить атмосферу отряда. Стоит обратить внимание детей на окружающую их атмосферу, начинать лучше стихом или спокойной песне, говорить только в полголоса. Вожатые сидят окрывающим и завершающим круг. Подвиды: - «С неба звездочка упала» (желания, мечты ребят) - «Музей любимых вещей» - «Имя» (рассказывают, почему его так назвали, что значит его имя и т.д. - «Вчера, сегодня, завтра» (Рассказать о прошлом, настоящем «Что бы вы сказали, если бы увидели себя со стороны?» и будущем. |
Огонек-анализ | Цель: проанализировать день/мероприятие/смену Подтипы: - Ниточки (наматывать ниточку на палец и рассказывать. Можно сделать ниточку определенной длины и нужно уложиться со временем ее наматывания) - Солнышко (каждый выкладывает свой «лучик») - На пальцах (мизинец – опыт, безымянный – цель (достигли или нет), средний – настроение, указательный – услуга (кто кому помог), большой – как себя чувствую) - Ассоциации |
Проблемный | Цель: решить проблему/конфликт Быть очень внимательным к своим словам, не стесняться обращаться к старшему вожатому или психологу, главное – не навредить детям. Подтипы: - «Белый, черный, золотой» - «Горячий стул» |
Тематический | «Моя забытая игрушка» «Сказочная полянка» «Звезды» «Если бы я был волшебником» «Страшные истории» «Черный или золотой» «Письмо домой» |
Прощальный | Все, что произошло за смену вспоминается (а не анализируется) на нем. Подтипы: - «Паутинка» (наматывание ниток на левое запястье, обычно 2-3 круга, или пока делится впечатлениями. Нитка не прерывается, пока не закончит последний. Затем разрезается так, чтобы каждый мог ее завязать. Можно давать завязывать узелки всем, кто стал близок, что б они говорили добрые слова) |
16. Что такое РСО (Российские студенческие отряды). История РСО. Отряды и штабы в Арх.обл.
17. Форма одежды и знаки отличия студенческих отрядов.
18. Командирская и комиссарская деятельность в отряде.
19. История СПО (Студенческих педагогических отрядов).
20. Работа круглогодичного педагогического отряда.
Законы и традиции лагеря.
0:0 (не опаздывать)
Закон доброго отношения
Закон зелени
Закон территории
Закон орлятского круга
«Отвергаешь – предлагай, предлагая – делай»
«Если не ты, то кто же?»
Закон блокнота и ручки (записывать все интересное)
Закон поднятой руки (если хочешь высказаться – подними руку и тебе обязательно дадут слово)
Закон режима
Закон закона
Традиция огонька
Традиция сюрприза
Традиция песни
Оформление отрядного уголка.
- Название
- Девиз и речевка отряда
- Отрядная песня
- Эмблема
- Расписание кружков (если есть)
- Режим дня
- Список отряда
- Список именинников текущей смены
- Правила отряда
- Грамоты и награды
- Новости
- Экран настроение
- Экран чистоты
- Стена гласности и прочее
23. Корпоративная культура отряда (имидж отряда).
У отряда должно быть:
- Название
- Девиз
- Отрядный уголок
- Капитан
- Эмблема
- Речевка
- Правила
- Традиции
- Отрядная песня
Сложные дети.
Работа с напарником.
РАЗОБРАЛИ В КОНФЛИКТОЛОГИИ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
«Школа вожатых»
На экзамен необходимо принести с собой:
1) Папка с наработками «Копилка вожатого»
2) Знания
3) Умение работать с играми
4) Отличное настроение!!
Теоретические вопросы (примерно):
Кто такой вожатый. Основные качества вожатого.
Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Думаю, качества вожатого вы сможете перечислить сами, с той картинки, которую мы рисовали на втором занятии.