Референдум (от лат. Referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Сходства: 1); 4).
Отличия: 2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона (только на референдуме); 3) голосование за кандидатов на государственные должности (только на выборах).
Правильный ответ: 1423.
Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ | |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система | 1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для людей с начальным и неполным средним образованием главным источником информации является телевидение.
2) Наиболее широко используют Интернет как источник информации люди, имеющие высшее образование.
3) Люди со средним образованием используют печатную прессу чаще, чем те, кто имеет высшее образование.
4) К рассказам родственников и друзей как источнику информации чаще других групп прибегают люди с начальным и неполным средним образованием.
5) Люди с высшим образованием менее других групп используют радио как источник информации.
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уровень образования и использование Интернета в качестве источника информации неразрывно связаны.
2) За последнее десятилетие существенно снизилась роль радио как источника информации.
3) С ростом образования снижается значение такого источника информации, как рассказы родственников и друзей.
4) Среди печатных изданий наибольшим спросом пользуются ежедневные газеты и еженедельники.
5) В ближайшие годы число тех, кто использует Интернет в качестве источника информации, возрастет во всех слоях населения.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
Задание 23 № 23
Пояснение.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Правильный ответ: 112.
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26—31.
Сознание и деятельность
Формирование самосознания идет параллельно общему эмоциональному и умственному развитию ребенка, но его необходимая предпосылка — взаимодействие ребенка со взрослыми, которые не только удовлетворяют его жизненные потребности, но и приучают к игре, вырабатывая у него определенное отношение к предметам внешнего мира и к самому себе.
Самоощущения ребенка сами по себе не могут сложиться в сколько-нибудь цельный и последовательный «образ Я». Главным источником информации о себе и о других служат для ребенка взрослые, которые в буквальном смысле слова «определяют», кто он. Они дают ребенку собственное имя и приучают откликаться на него, помогают осознать функции своего тела...
Самоузнавание в зеркале или на снимке предшествует овладению языком, но затем словесные названия, с помощью которых ребенок обозначает себя и других, становятся важнейшими средствами оформления его жизненного опыта в определенное единство. Личные местоимения появляются в жизни ребенка к концу второго года. До этого он говорит о себе в третьем лице. Процесс овладения местоимением «Я» сопряжен с определенными трудностями...
Ребенок не пассивно усваивает информацию о себе, сообщенную взрослыми. Он активно (хотя и не осознавая этого) формирует свой «образ Я» в процессе предметной деятельности и общения со сверстниками. Чрезвычайно важным психологическим механизмом этого является игра.
В игре в каждый данный момент маленький ребенок представляет себя кем-то другим. Часто сменяющиеся роли еще не складываются в определенную систему. По мере усложнения игровой деятельности круг его «значимых других» расширяется, а его отношения с ними становятся все более избирательными. Это требует и более сложной саморегуляции. Чтобы участвовать в коллективной игре, ребенок должен усвоить систему правил. Научиться сообразовывать свои действия с другими членами команды.
И.С. Кон
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. В чем автор видит роль взрослых в развитии самосознания ребенка? Приведите четыре положения.
28. В рассказе «Буква “Ты”» маленькая девочка упорно называет показываемую ей букву «я» «Ты» и читает слово «яблоко» как «тыблоко». Какой этап самопознания отражен в этом эпизоде? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
29. В тексте упоминается несколько видов деятельности, связанных с развитием самосознания ребенка. Укажите любые два из них. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любой, не упомянутый в тексте, вид деятельности. Укажите его характерную черту.
30. Автор пишет об усложнении с возрастом характера игровой деятельности ребенка. Укажите два проявления этого усложнения.
31. Существуют различные оценки роли игры в жизни взрослого человека. Согласно одной точке зрения склонность к игровой деятельности полезна для человека и ее нужно сохранять на протяжении жизни. Другая позиция: игра — удел детей, для взрослых нужны другие виды деятельности. Приведите по два аргумента в защиту той точки зрения, которая вам представляется более правильной.