Алгоритм работы над сочинением.
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.
2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.
И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .
3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».
4 абзац. Далее личностная позиция, аргументы.
5 абзац. Вывод.
Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный.
Формулируем проблему.
Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.Выделяют различные категории (виды) проблем: философские проблемызатрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления; социальные проблемыкасаются устройства и жизни общества; политические проблемысвязаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп; экологические проблемыотражают взаимодействие человека и окружающей среды; нравственные (этические) проблемысвязаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек. Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: обозначь проблему. Можно (!) начать сочинения:
1.Вопросно-ответное единство.Например: Что такое красота? Наверное, это — одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.
2.Цепочка вопросительных предложений.Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.
3.Назывное предложение.Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
4.Риторический вопрос.Риторический вопрос — это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова
5.Цитата в качестве зачина.Конечно же, для зачина подойдет далеко не всякая цитата. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, а главное — он должен иметь прямое отношение к теме. Например: « "Люди научились летать, и люди разучились удивляться этому", — цитирует В.Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься.
6.В качестве зачина может быть использованопарадоксальное высказывание: Эйнштейн сказал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это?
Слово «проблема» и имя автора должны прозвучать в этой части сочинения.
Комментируем проблему.
Глагол комментироватьозначает «объяснять, пояснять».
Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
О чем можно писать в комментарии?
· Насколько актуально то, о чем пишет автор текста? (Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?)
· Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
· Если возможно, коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди).
· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему?
· Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы. «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»
2) от формулировки проблемы к комментарию. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю….»
Выявляем авторскую позицию.
Позиция автора -это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора.
В этом случае можно использовать логический переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что...» или «Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем…(если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос, тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).
Сформулировать позицию автора помогут и такие типовые конструкции:
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Автор убеждает нас в том, что...
В тексте доказывается мысль о том, что...
Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор посвящает свою статью; полемически заостряет проблему; эмоционально воздействует на читателя; раскрывает сущность поставленных проблем; заставляет читателя задуматься над проблемой; показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; убеждает читателя в правоте своей позиции;- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;- пишет интересно и ново о старых проблемах…
Будьте внимательны! Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.