Правомочия муниципального собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
Þ ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 51 «Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом»:
§
§ Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
§ Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
ü (см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
ü Порядок и условия приватизации муниципальной собственности (п. 3 ст. 51 ФЗ-131):
1) определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
2) Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Более подробно порядок соответствующих операций определяет Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
§
§ Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
ü Органы местного самоуправления:
1) осуществляют функции и полномочия учредителя
2) определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений
3) утверждают их уставы
4) назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений
5) заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. (см. текст в предыдущей редакции)
ü Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
§ Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ø Пункт 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ объявляет субъектами права муниципальной собственности городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
На основе этой нормы можно сделать следующие выводы:
1) к субъектам муниципальной собственности относятся различные муниципальные образования в целом, а не их органы местного самоуправления.
2) муниципальная собственность не является разновидностью государственной, так как ее субъекты не считаются государственными образованиями. Однако она относится к публичной, а не к частной собственности, поскольку ее субъекты - муниципальные образования - публично-правовые образования.
Ø От имени соответствующего муниципального образования его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять в соответствии с п. 2 ст. 215 и ст. 125 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления, но это не делает их собственниками соответствующего имущества.
Ø Как и органы государственной власти, органы местного самоуправления выступают в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).
Ø Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам . При осуществлении ими правомочий собственника - муниципального образования - они получают возможность распоряжаться имуществом муниципального образования, составляющим его казну. И именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляют базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по его долгам.