Статья 37 Закона «О государственной границе».

«Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы:

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:

o предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы; (см. текст в предыдущей редакции)

o оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

o (см. текст в предыдущей редакции)

o создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

4)(см. текст в предыдущей редУставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.

Статья 38. Участие граждан в защите Государственной границы. Характеристика форм участия. (см. текст в предыдущей редакции)

Граждане участвуют на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории

1) в составе общественных объединений,

2) добровольных народных дружин,

3) в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и

4) в иных формах.

Порядок привлечения граждан к защите Государственной границы определяется Правительством Российской Федерации.

!!! Из Постановления Правительства от 15 апреля 1995 г. «О порядке привлечения граждан к охране Государственной границы РФ»:

§ В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" граждане могут участвовать на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации, как правило, в составе добровольных народных дружин по защите государственной границы Российской Федерации (далее именуются - народные дружины) и в качестве внештатных сотрудников пограничных органов (далее именуются - внештатные сотрудники); (см. текст в предыдущей редакции)

§ Членами народных дружин и внештатными сотрудниками могут быть совершеннолетние граждане, добровольно изъявившие желание оказывать помощь пограничным органам в защите государственной границы Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Þ Члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются к защите государственной границы Российской Федерации для выполнения совместно с пограничными органами следующих задач:

1) (см. текст в предыдущей редакции)

§ обеспечение контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

§ участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;

§ разъяснение гражданам правил режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

§ Привлечение членов народных дружин и внештатных сотрудников для решения иных задач по защите государственной границы Российской Федерации не допускается.

Þ Пограничные органы содействуют созданию народных дружин, руководят их деятельностью, организуют необходимое обучение граждан, участвующих в защите государственной границы Российской Федерации, и вносят в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения по вопросам привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации в иных формах.

Þ Народные дружины

ü (см. текст в предыдущей редакции)

ü Народные дружины создаются при подразделениях пограничных органов при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.(см. текст в предыдущей редакции)

ü

ü Народная дружина учреждается на организационном собрании граждан, желающих вступить в ее члены. Решением этого собрания определяются условия приема в члены народной дружины, структура и организация ее работы, порядок реорганизации или упразднения с учетом рекомендаций Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

!!! В целях повышения эффективности и координации деятельности народных дружин в районе, городе, автономном округе, области, крае, республике решениями органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими подразделениями пограничных органов могут создаваться штабы народных дружин из представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подразделений пограничных органов, командиров народных дружин и иных заинтересованных лиц.

Þ Внештатные сотрудники

ü (см. текст в предыдущей редакции)

ü Зачисление гражданина в состав внештатных сотрудников производится на основании его письменного заявления начальником соответствующего подразделения пограничных органов.

ü (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

ü Участие внештатных сотрудников в защите государственной границы Российской Федерации заключается в выполнении отдельных поручений начальников подразделений пограничных органов в соответствии с задачами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

(см. текст в предыдущей редакции)

Член народной дружины и внештатный сотрудник обязаны:

Þ добросовестно выполнять распоряжения и указания командира народной дружины, а также представителей пограничных органов в интересах защиты государственной границы Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)

Þ при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном организационным собранием порядке;

Þ своевременно сообщать командиру народной дружины, представителям пограничных органов или в органы местного самоуправления ставшие им известными факты подготавливаемых или совершенных нарушений режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

Þ (см. текст в предыдущей редакции)

Þ при участии в защите государственной границы Российской Федерации иметь при себе нагрудный знак и удостоверение члена народной дружины или внештатного сотрудника.

(см. текст в предыдущей редакции)

Член народной дружины и внештатный сотрудник при участии в защите государственной границы Российской Федерации имеют право:

§ (см. текст в предыдущей редакции)

§ участвовать совместно с пограничными нарядами в проверке документов у граждан, а также в производстве досмотра транспортных средств и перевозимых на них грузов в пределах пограничной зоны;

§ оказывать содействие пограничным нарядам в задержании лиц, подозреваемых в нарушении режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и доставке задержанных в расположение соответствующих подразделений пограничных органов, штабы народных дружин или другие места для выяснения их личности и обстоятельств нарушения;

§(см. текст в предыдущей редакции)

§ принимать меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств при пресечении пограничными нарядами правонарушений граждан с последующей передачей их в соответствующие подразделения пограничных органов;

§ (см. текст в предыдущей редакции)

Þ Иные формы:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Исходя из местных условий, иные формы участия граждан в защите государственной границы Российской Федерации определяются совместным решением пограничных органов, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

(см. текст в предыдущей редакции)

· Особенности ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности на государственной границе, в пограничной жизни (ст. 13 Закона о государственной границе).

§ Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна: (см. текст в предыдущей редакции)

1)

o наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;

o создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами.

Þ (см. текст в предыдущей редакции)

Þ Указанная в части первой настоящей статьи деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

· Особенности проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в приграничных территориях.

Þ

Þ Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Þ Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части - с уведомлением пограничных органов. (см. текст в предыдущей редакции)

Þ

Þ Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.

Þ Особенности правовой защиты и социальной поддержки граждан, проживающих в районе государственной границы.

Наши рекомендации