Уровни местного самоуправления в различных составных частях Великобритании (Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии).
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из 2 административно-политических частей (исторических провинций):
· Англии (9 регионов, 6 метрополитенских графств, 28 неметрополитенских графств, 55 унитарных единиц, Большой Лондон и острова Силли),
· Уэльса (9 графств, 3 города, и 10 городов-графств),
· Шотландии (32 области),
· Северной Ирландии (6 графств , 26 районов).
Административно-территориальное деление Англии имеет довольно сложную структуру.
Схема административно-территориального деления Англии | ||||
региональный уровень (regional level) | 9 регионов | |||
наместнический уровень (географический) | 48 церемониальных графств | |||
уровень графств (county level) | 6 городов-графств (метропольных графств) | 27 сельских графств (широв) | 56 унитарных образований | Большой Лондон |
районный уровень (district level) | 36 городских районов (баро) | 201 район | 32 района Лондона | Лондонский Сити |
общинный уровень (parish level) | 10473 общины (адм. прихода) — часть территории |
Актом о местном управлении 1994 года, утверждённым Парламентом Великобритании, Уэльс разделён на 22 унитарные административные единицы. В их число входят: 9 графств, 3 города и 10 городов-графств. Унитарные единицы, несмотря на разницу в наименовании статуса, имеют равные права.
Всего в Уэльсе пять населённых пунктов имеют статус города (city) — кроме унитарных автономий Кардифф, Ньюпорт и Суонси, такой статус получили коммуны Бангор и Сент-Дейвидс.
В 1996 г. решением Парламента Великобритании Шотландия была разделена на 32 области. Северная Ирландия, одна из четырёх частей Великобритании, состоит из шести графств Ольстера.
Особенности статуса приходов в Англии и Уэльсе.
Общины (англ. Civil parish, букв. «административный приход») — самый низший уровень административного деления Англии. По данным на декабрь 2009 года в Англии существовало 10473 общины и их число постепенно увеличивается.
На общины поделена значительная часть районов и унитарных образований Англии. Однако при этом общины охватывают лишь 35 % населения, из-за того что большая часть городов (где сосредоточено большинство населения Англии) не имеет общинного деления. В частности ни одной общины нет в Большом Лондоне, хотя с 2008 года такая возможность официально существует.
По решению общинного совета община может именоваться town (город), village (деревня), neighbourhood (округа, квартал) или community (община). Кроме того, несколько общин имеют статус большого города (сити, city), дарованный королём Великобритании.
В каждой общине проводится общинное собрание, в котором участвуют все избиратели данной общины. Обычно такое собрание проводится раз в год. Кроме того, в общине может быть образован общинный совет (англ. parish council).
Община может получить «сити», который даруется Британским монархом. В настоящее время в Англии восемь общин имеют статус сити, все с давно существующими англиканскими кафедральными соборами: Чичестер, Или, Херефорд, Личфилд, Рипон, Солсбери, Труро и Уэлс.
Система органов МСУ
Совет, председатель совета, комитеты (заведуют отдельными вопросами), службы: и представительная, и исполнительная власть осуществляются советом - непосредственно и через комитеты.
Традиционная организация системы комитетов
Главный администратор(chief executive) - глава местной администрации - под своим руководством объединяет работу всех отделов. Как и другие местные служащие, он назначается на должность советом. Формально главный администратор не является главой исполнительной власти: все полномочия по местному управлению принадлежат совету, который может делегировать служащим, в том числе администратору, лишь второстепенные функции. Администратора может и не быть! Это не классическая модель.
В соответствии с законом о местном управлении 2000 г. (его реализация только начинается), все советы должны сформировать самостоятельный орган исполнительной власти. Закон предусматривает три варианта формирования исполнительной власти (ст.11 закона):
1) система мэр и кабинет: прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает от 2 до 9 своих помощников (кабинет);
2) система лидер и кабинет: выборы главы исполнительной власти из состава совета, тогда как помощников (кабинет) может назначать либо лидер, либо совет;
3) система мэр и управляющий от совета: всенародно избранный мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого назначает совет из числа профессиональных чиновников.
Во всех случаях, мэр или лидер может одновременно быть председателем совета, но может и не являться им.