Рабочая программа учителя-логопеда
Утверждаю
Заведующий
название учреждения
личная подпись
место для печати
Приказ № от
Рабочая программа учителя-логопеда
Старшей группы компенсирующей направленности
№ … для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
Учитель-логопед_____________________________________________________________
Педагог-психолог___________________________________________________________
Воспитатели________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Музыкальный руководитель________________________________________________
Инструктор по физическому воспитанию____________________________
Принято
Протокол педагогического совета
№ от
20….- 20 … учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н. В., программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), Программы физического воспитания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Кирилловой Ю. В.) Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.
I. Целевой раздел
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:
· охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
· создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
· обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
· воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
· воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
· развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
· пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
· учет государственной политики;
· особенности контингента детей и кадрового состава группы;
· учет запроса родителей;
· особенности региона.
Группу посещают дети ………….. года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с ….. и …… уровнями речевого развития).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.
ТАБЛИЦА 1
ТАБЛИЦА 2
ТАБЛИЦА 3
II. Содержательный раздел
Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю …. подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | |
Художественно эстетическое развитие. Рисование | |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | |
Индивидуальные занятия с логопедом | |
Индивидуальное занятие с воспитателем | |
Лечебная физкультура |
ТАБЛИЦА 4
ТАБЛИЦА 5
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст | Продолжительность коррекционно-развивающего занятия | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня |
С … до … | … минут фронтальное, подгрупповое, занятие, … минут индивидуальное занятие, … минут интегрированное занятие. | В первой половине дня - … минут (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня - … минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия проводится релаксационная пауза.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
таблица 7[1]
Комплексно-тематическое планирование работы
Учителя-логопеда
ТАБЛИЦА 8[2]
Модель ежедневного планирования подгрупповых занятий
Учителя-логопеда
Октябрь, 1 неделя
Разделы работы | Дни недели | |||
понедельник | вторник | четверг | пятница | |
Общие речевые навыки | Тренировка плавного выдоха. «Осенние листочки» | Развитие силы и длительности выдоха. Упражнение с тренажером | Дыхательные упражнения | «Осенние листочки» (повторение) |
Общая моторика. Речь с движением | «Листья» | «Дождик» | «Листья» (повторение) | «Дождик» (повторение) |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик» | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | «Листья» (повторение). Тетрадь № 1 | «Вышел дождик» (повторение) |
Зрительное и слуховое внимание | Зрительное внимание. Игра «Четвертый лишний» (по теме «Времена года») | Зрительное внимание. «Что перепутал художник?» (лето и осень) | Слуховое внимание. «Лягушка» | Зрительное внимание. Игра «Разноцветные круги» (игротека) |
Лексика. Связная речь. Грамматика | Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными | Составление рассказа из четырех предложений об осени по картинке | Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»). «Разноцветные листья» | Полные ответы на вопросы по теме «Осень» |
Грамота. Развитие навыков языкового анализа | Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов (выделение начальных согласных звуков). Игра «Катины подарки» | |||
Звукопроизношение | Общая артикуляционная гимнастика | |||
Работа над слоговой структурой слова | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина |
III. Организационный раздел
Режим работы группы — пятидневный с … до … с … -часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресение.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям «Образовательной программы дошкольного образования для детей тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. Группа имеет огражденный прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием.
Группа воспитанников … года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал,
В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:
· речевой центр;
· центр «Наша библиотека»;
· центр науки и природы;
· центр математического развития;
· центр конструктивно-модельной деятельности;
· центр художественного творчества;
· музыкальный центр;
· центр «Играем в театр»;
· центр сюжетно-ролевых игр;
· центр «Умелые руки»;
· физкультурный центр.
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:
· центр речевого и креативного развития;
· центр сенсорного развития;
· центр моторного и конструктивного развития.
Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской поликлиникой № … ….
Утверждаю
Заведующий
название учреждения
личная подпись
место для печати
Приказ № от
Рабочая программа учителя-логопеда