Профессиональное самоопределение и карьера социального педагога
Самоопределение личности — это процесс и результат сознательного выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере. Профессиональное самоопределение может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, выбора сферы трудовой деятельности и конкретной профессии.
Профессиональное сознание личности формируется в старшем школьном возрасте, когда учащиеся соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе большую роль в профессиональном самоопределении могут сыграть педагогические классы, ориентирующие старшеклассников на социально-педагогическую деятельность. Анализ программ такой формы доп. профессиональной подготовки говорит о том, что в педагогических классах предпринимаются первые шаги по созданию целостного видения стар- шеклассниками личности человека, формируются представления об условиях жизни и развития ребенка; даются знания о месте и роли педагога-воспитателя в решении жизненно важных проблем детей. Все это способствует зарождению основ профессионального самоопределения будущего социального педагога. Профессиональному самоопределению старших школьников помогают знакомство с опытом работы социальных педагогов, анализ конкретных ситуаций, деловые игры и др.
Изучение состояния профессионального самоопределения и самооценки социальных педагогов, проведенное в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства, позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день профессиональное сообщество этих специалистов сложилось, данная профессия необходима обществу и не дублируется никакими другими видами деятельности. Принимавшие участие в исследовании социальные педагоги не ощущают искусственности своего положения в образовательных учреждениях, они осознанно вы брали данную специализацию.
Среди причин, побудивших выбрать профессию социального педагога, отмечается желание помочь детям и взрослым в решении их проблем (Нагавкина Л. С. и др.).
Самоопределение социального педагога формируется в процессе его профессионального продвижения. Первым на этом пути является этап осознанного выбора профессии. От успешности его прохождения зависит дальнейшее профессиональное становление социального педагога.
Второй этап профессионального продвижения — освоение профессии в высшем учебном заведении. Здесь закладывается фундамент будущей карьеры. На этом этапе развивается умение учиться, организовывать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно находить необходимую информацию, сотрудничать с другими людьми.
В период обучения в вузе у будущего специалиста появляется возможность проявить свои способности, а значит, получить выгодное предложение от работодателей и быстрее продвигаться по социальной и профессиональной лестнице. Хорошо, если будущий социальный педагог параллельно с обучением в вузе приобретает какую-либо вторую, близкую к своей, специальность: развивает речь, знание иностранного языка, умение фотографировать, работать вожатым в загородных детских центрах. Важной составляющей профессионального становления будущего социального педагога в стенах вуза является профессиональная практика, позволяющая студенту убедиться в правильности выбора профессии. Практика позволяет овладеть совокупностью средств, методов и приемов, направленных на социальную защиту, социально-психологическую помощь, социально-педагогическую поддержку нуждающихся в ней детей. Она дает возможность работать с разными категориями детей, молодежи, взрослых. Будущий социальный педагог понимает, что специфика его деятельности требует постоянного погружения в чужие проблемы, ответной эмоциональной и действенной реакции при столкновении с людьми сложной судьбы.
Многие студенты, еще обучаясь в вузе, пробуют себя в социальной и социально-педагогической работе, участвуя в волонтерском движении, социологических исследованиях, в инспекциях по делам несовершеннолетних и т.д. Все это помогает будущему специалисту погрузиться в мир реальных социально-педагогических проблем, приобрести новые знания, опыт, репутацию. В динамике профессионального становления социального педагога в послевузовский период наиболее трудным является адаптационный, который требует специально организованной работы с молодым специалистом.
Таким образом, сущностной составляющей понятия карьера является профессиональное продвижение человека в освоение и совершенствование способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в поисках социальной жизни. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни, включая семейную, трудовую, досуговую. Успешность карьеры социального педагога зависит от того, правильно ли он сделал свой профессиональный выбор и насколько удачно развивалось его профессиональное самоопределение.
Специалисты по управлению выделяют такие виды карьеры: линейная карьера — когда человек шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице; стабильная карьера, когда человек всю свою жизнь остается верен выбранной в молодости профессии. Именно такой вид карьеры характерен для социальных педагогов: специалист не стремится продвигаться по иерархической лестнице, а повышает свою квалификацию, обогащается духовно. Могут складываться и другие виды карьеры, например спиральная, кратковременная, снижающаяся.
Важным для профессионального продвижения социального педагога является умение создать свой имидж, т. е. комплекс качеств личности и способов самовыражения. Это не только визу-альный облик человека, но и образ его мышления, действий, поступков. Имидж специалиста в области социально-педагогической деятельности составляют человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, уверенность в себе, оптимизм, активность, интерес к окружающим людям и их проблемам, а также культура, эруди ция, профессионализм, умение поддерживать высокие стандарты своего поведения.