Этические нормы и ценности социального педагога

Реализация содержания социально-педагогической деятельности во многом зависит от профессиональной компетентности социального педагога. Однако учитывая, что объектом деятельности специалиста являются дети и молодежь, которые нуждаются в помощи, к нему предъявляются высокие этические требования.

Педагогическая этика отражает специфику функционирования морали (нравственности). Под этическими нормами понимаются социально и профессионально значимые качества личности социального педагога, стиль его поведения и общения, нравственные идеи и личностные ориентации, необходимые для успешной профессиональной педагогической деятельности. Вместе с профессиональными стандартами они составляют системообразующую основу профессии социального педагога и отражены в этическом и профессиональном кодексе.

В методическом письме Министерства образования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» (27.02.1995 г.) в разделе «Этический и профессиональный кодекс» отмечается, что обяза- тельными качествами социального педагога должны быть эмпатичность, психологическая грамотность, деликатность, а человек, избравший эту профессию, должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурной, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

В этическом кодексе выделены следующие основные позиции:

-не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогать ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности;

-уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

-быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы;

-уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

-быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

-уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника в решении его проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

-всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

-соблюдать высокие нравственные стандарты, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

-уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;

-вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;

-полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

-не использовать профессиональные отношения в личных целях;

-участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях;

-основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации специа- листа в области социальной работы;

-защищать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

-всемерно помогать людям, делая социальные службы доступными различным группам населения;

-содействовать развитию благосостояния общества.

В этических обязательствах социального педагога по отношению к клиентам на первое место выдвигаются их права и прерогативы, первостепенность интересов конкретного человека; конфиденциальность и сохранение его тайны.

По отношению к коллегам этические нормы социального педагога предполагают уважение, честность, внимание к ним и их клиентам.

Социальный педагог берет на себя этические обязательства перед обществом. Он должен создавать условия для поддержания уважения к представителям различных культур; способствовать созданию соответствующих служб по мере возникновения необходимости в них; активизировать участие общественности в формировании социальной политики и развитии деятельности всех социальных институтов.

Таким образом, этика социального педагога представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственные взаимоотношения между людьми, который основан на требованиях к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста.

Наши рекомендации