Выбор темы магистерской диссертации и назначение научного руководителя
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 4
1.1 Общие положения 4
1.2 Выбор темы магистерской диссертации и назначение научного руководителя 7
1.3 Руководство магистерской диссертацией 8
1.4 Общие требования к магистерской диссертации 10
2 СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 11
2.1 Структура и содержание магистерской диссертации 11
2.2 Правила оформления магистерской диссертации 18
3 ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 28
3.1Защита магистерской диссертации 28
3.2 Критерии оценки магистерских диссертаций 30
Список использованной литературы 32
Приложения
Введение
Присоединение к Болонскому процессу привело к созданию в России двухуровневого высшего профессионального образования: бакалавриата и магистратуры. Магистратура является высшей ступенью высшего профессионального образования. Выпускная работа магистра представляет собой квалификационную научную работу, выполняемую на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения в вузе (6 лет), прохождения практик и самостоятельной научно-исследовательской работы, выполняемой в период обучения в магистратуре.
Главная цель издания – повышение уровня организации и качества проведения завершающей фазы процесса профессиональной подготовки магистров. Магистерская диссертация должна продемонстрировать сплав сформированных компетенций, определяемых ГОС ВПО соответствующей магистратуры. Лучшая теоретическая и практическая подготовка является залогом востребованности и конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда.
Учебно-методическое пособие разработано на основе нормативно-правовых документов по организации обучения в магистратуре, обобщения опыта выполнения магистерских диссертаций ведущих ВУЗов страны, а также выполнения дипломных проектов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Оно составлено с учетом типовых требований к магистерским диссертациям и задач дальнейшего повышения качества их выполнения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ
К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Общие положения
Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Магистерская программа включает в себя две составные части - образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно-исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом.
Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также установленный объем научно- исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом работы и прошедший практику, допускается к итоговой аттестации.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) магистратуры «Государственное и муниципальное управление», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 15 февраля 2010 г. прописывает, что итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также защиту государственного экзамена. Выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (организационно-управленческой, экономической, аналитической, консультационной, научно-исследовательской, педагогической, проектной, социально-психологической).
В число выпускных аттестационных испытаний в магистратуре ФГБОУ ВПО КНИТУ включается Государственный экзамен по направлению магистерской подготовки и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов происходят публично на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой утверждается приказом ректора КНИТУ.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Магистерская диссертация призвана раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.
Магистерская диссертация - это самостоятельная научно-исследовательская работа, выполняющая квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, приобретение соответствующих компетенций, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
Магистерская диссертация – это квалификационная работа, включающая совокупность научных положений и обобщений, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о значительном личном вкладе магистранта в разработку данной научной проблемы. Она должна содержать элементы научной новизны, по своему уровню соответствовать научной публикации. Она может быть использована для подготовки кандидатской диссертации.
Магистерская диссертация как работа научного содержания должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Магистерская диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С другой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.
Наполнение каждой части магистерской диссертации определяется ее темой. Выбор темы, этапы подготовки, поиск библиографических источников, их изучение и отбор фактического материала, методика написания, правила оформления и защиты магистерской диссертации имеют много общего с дипломной работой. Однако требования к магистерской диссертации в научном отношении существенно выше, чем к дипломной работе. Магистерская диссертация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.
Написание магистерской диссертации предполагает:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;
- выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.
В магистерской диссертации автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ГОС высшего профессионального образования.
Он должен:
1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.
3.Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.
4.Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.
5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики.
7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.
8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:
- выбор темы, назначение научного руководителя;
- изучение требований, предъявляемых к данной работе;
- согласование с научным руководителем плана работы;
- изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;
- непосредственная разработка проблемы (темы);
- обобщение полученных результатов;
- написание работы;
- рецензирование работы;
- защита и оценка работы.
Диссертации
Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям:
а) авторская самостоятельность;
б) полнота исследования;
в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения;
г) грамотное изложение на русском литературном языке;
д) высокий теоретический уровень.
Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте.
Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты.
В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются составными элементами диссертации.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
2.1 Структура и содержание магистерской диссертации
Магистерская диссертация должна включать в себя:
- титульный лист;
- задание;
- оглавление;
- введение;
- основную часть (главы, разделы, подразделы, пункты);
- заключение;
- библиографический список;
- приложения (при необходимости).
Введение
Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это
- актуальность выбранной темы,
-степень её разработанности,
-цель и содержание поставленных задач,
-объект и предмет исследования,
-избранные методы исследования,
-его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа,
-научная новизна,
-положения, выносимые на защиту,
-их теоретическая значимость и
-прикладная ценность.
Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовку.
Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритет среди других тем и событий, злободневность.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.
После обоснования актуальности следует показать степень разработанности темы, то есть дать характеристику литературы по проблемно-хронологическому принципу с учётом вклада авторов в освещение данной темы. При изучении литературы нужно определить, в чем ценность данных работ для изучения поставленной проблемы, дать общую оценку их достоинств и недостатков. Не следует подменять критический анализ исследовательской литературы её перечислением.
Важность введения определяется тем, что в нем получает обоснование методологический аппарат исследования, который образуют следующие элементы: проблема, объект и предмет исследования, его цель и задачи, методы исследования.
Определение проблемы исследования – сложная задача. В широком смысле слова проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением.
С проблемой связан объект и предмет исследования. Объект научного исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного исследования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Основным объектом исследования могут быть процессы, развивающиеся в коллективе, организации, обществе и т.п. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые будут непосредственно изучаться в магистерской диссертации. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет важность выделения предмета исследования. Например, в качестве объекта может выступать организация в качестве объекта может выступать организация, а предметом — технологии управления персоналом, механизм регулирования конкретным видом практики (организационной культурой, информатизацией и т.п.). Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть; предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором данной работы.
Следующий элемент, который необходимо сформулировать – цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания. Цель выражает путь решения проблемы и конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении магистерской диссертации.Определение цели происходит на начальном этапе исследования, формулировка ее может уточняться. Формулировка цели обычно начинается словами «изучить.., установить.., обосновать…, выявить..., описать.., выяснить и т.п.».
В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязанными и отражать общий путь достижения цели. Они должны быть четкими и лаконичными; каждая из задач формулируется в виде поручения («Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Определить…» и т.п.).
После этого необходимо показать методологическую, теоретическую, нормативную и эмпирическую основу диссертации, её новизну, сформулировать положения, выносимые на защиту, обосновать теоретическую и практическую значимость исследования.
Следующим шагом во введении является анализ источниковой и эмпирической базы исследования. При анализе источников необходимо определить, к какому виду относится изучаемый источник (источники) – законодательные и нормативные акты, делопроизводственные документы, статистическая информация, периодическая печать, источники личного происхождения и др. Эмпирическая база ВКР представлена материалами авторских социологических исследований (если они есть), а также данными социологических исследований других авторов.
Во введении обосновывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, если имеются публикации и выступления на конференциях — апробация работы. Заканчивается введение обоснованием структуры диссертации.Основная частьТребования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.
Основная часть должна содержать, как правило, две-три главы, которые разбивают на подразделы (параграфы). Каждая глава (подраздел) посвящена решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами, к которым пришел магистрант в результате проведенных исследований. Названия глав должны быть предельно краткими, четкими, точно отражать их основное содержание и не могут повторять название диссертации.
Первая глава посвящается теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы.
В ней раскрывается сущность проблемы, заявленной автором в теме, ее место и роль в теории и практике менеджмента; выявляется степень ее разработанности в науке, предлагается осмысление базовых понятий и категорий, на которые опирается анализ исследования, определяются основные подходы к решению поставленной проблемы в конкретной сфере. В рамках данной главы обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения.
В этой главе особое внимание должно быть уделено сопоставлению позиций по изучаемой проблеме наиболее крупных ее исследователей. Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе. Важно обосновать авторское отношение к проблеме, наметить возможности ее решения на теоретическом уровне.
Глава должна содержать обоснование выбора методологии исследования по рассматриваемой проблеме. При этом рекомендуется дать оценку предполагаемых методов исследования с точки зрения возможности и целесообразности их использования, преимуществ и возможных трудностей для решения поставленной проблемы применительно к определенному предмету, отрасли и целям исследования.
Обоснованию методологии и методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации придается важное значение.
Методология – это система принципов, подходов, исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Методология существует не только как абстрактная область рефлексии научной деятельности, но и как область, устанавливающая правила организации деятельности и призванная подвергнуть анализу существующую практику.
Выделяются несколько уровней методологии. Отметим, прежде всего общенаучную методологию — подходы и методы познания общие для всех наук — это, например, логический анализ, системный подход, сравнительно-исторический анализ). Второй уровень связан со специально-научной методологией — в нашем случае, речь идет о теориях и парадигмах таких наук, как социология управления, экономика, менеджмент, кибернетика, психология и др. Третий уровень методологии представлен методикой, техникой и процедурой научного исследования — это система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Среди последних отметим такие методы, как наблюдение, опрос, интервью, изучение документов, фокус-группы, кейс-стади и др. Успех исследования находится в прямой связи от методов: результаты работы будут тем более достоверными, чем богаче арсенал используемых методов.
Изложение положений данной главы должно носить аргументированный характер, опираться на источники и литературу. Для подтверждения своих мыслей допустимо использование как прямых цитат, так и пересказа текста первоисточника. При этом ссылки на источник обязательны. Приоритет в первой главе должен отдаваться использованию монографий, научных статей и учебной литературы.
Таким образом, в главе дается анализ литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной сфере или организации:
· оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора работы;
· проводится уточнение понятийно-категорийного аппарата;
· предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и пр., по определенным классификационным признакам.
Вторая глава является основной по содержанию и должна носить аналитический характер. В ней дается комплексный анализ состояния системы управления организации, органа власти и управления, раскрывается действие правовых, организационных, экономических, финансовых и т.д. механизмов в исследуемой области. Аналитическая характеристика предмета исследования должна содержать описание его структуры с выделением основных, вспомогательных подразделений и их роли в управлении. Важно определить место анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба. Следует уделить внимание изучению механизма регулятивного воздействия: его нормативно-правовой базе, организационной (институциональной) основе, экономическим, информационным и др. рычагам целеполагания.Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), паспорт территории, планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, материалы социологических исследований, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные, собранные студентом магистратуры из различных источников. При этом желательно выявить социальные, экономические, правовые, организационные и психологические аспекты анализируемой проблемы.
При подготовке главы необходимо использовать различные методы анализа, в том числе с использованием специальных компьютерных программ обработки информации.
При изложении фактического материала основное внимание следует сосредоточить не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков.
Необходимо проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов. Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом.
Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток.
Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»).
Третья главасодержитобоснованные магистрантом выводы и рекомендации по результатам проведенных исследований и анализу результатов. Может быть представлен исследовательский кейс или организационный проект по совершенствованию чего-то по предмету исследования. Кейс представляет свободное по форме описание организации, результатов проведенных исследований, включает вариант или набор вариантов и механизмов решения проблемы, поставленной в магистерской диссертации.
Магистрант разрабатывает методические и организационные предложения в исследуемой области. Проведенные исследования должны позволить автору сделать практические рекомендации по совершенствованию организационных, правовых, коммуникационных, финансовых и т.д. процессов, протекающих в исследуемом объекте, а также оценить возможный положительный эффект от реализации предлагаемых мероприятий. Все рекомендации должны вытекать из результатов проведенных магистрантом исследований.
Заключение
Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.
В заключении необходимо аргументировано и логически связанно изложить основные теоретические и практические результаты исследования в соответствии с его целью и задачами, поставленными во введении. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.
В заключении должны быть представлены:
- общие выводы по результатам работы;
- оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ;
- предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в практике, даются рекомендации, указываются пути дальнейших исследований в рамках данной проблемы.
В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. При этом в заключении должны быть отражены только итоговые результаты и оценки исследования, а также наиболее интересные рекомендации и предложения автора.
Заключение может также содержать перечень проблем и вопросов, выявленных в ходе исследования, которые могут стать в будущем предметом новых исследований. (См. Приложение 12)
Список источников и использованной литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ. Вначале дается список нормативно-правовых актов.
В приложенияследует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты информации по работе: первичные статистические материалы, которые служили автору основой для собственных расчетов и заключений (при необходимости); схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые не вошли в основной текст работы; экспериментальные данные, приведение которых в основном тексте работы нецелесообразно из-за их громоздкости; другие вспомогательные материалы (на усмотрение автора).
2.2 Правила оформления магистерской диссертации
Общие требования
Оформляется магистерская диссертация в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рукописям, направляемым в печать. Руководством является ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.5- 2008.
Магистерская диссертация должна быть отпечатана и переплетена. Объем диссертации определяется предметом, целями и методами исследования. Рекомендуемый объем диссертации 80-100 страниц машинописного текста. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в списке литературы есть последний лист магистерского исследования. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист является первой страницей. На нем номер не ставят. Номер страницы проставляют в правом углу или в центре верхней части листа без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.
Магистерская диссертация относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы-таблицы, ведомости, спецификации и т.п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, фотографии и т.п.).
Текстовые документы выполняются на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм), соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм, на одной стороне листа. Шрифт должен быть четким, черного цвета, текст печатать через 1,5 межстрочного интервала.
Рекомендуемым типом шрифта, предназначенным для набора текстовых данных диссертационной работы, является шрифт Times New Roman, размер которого 13pt или 14pt.
Титульный лист
Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется по форме, приведенной в приложении 3. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001.
Наименование Министерства образования и науки Российской Федерации пишется строчными буквами с первой прописной, наименование вуза - прописными буквами.
Название факультета пишется строчными буквами, с первой прописной, слова «МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ» и наименование темы - прописными буквами. Обязательно указываются должность и ученая степень руководителя диссертации, а также консультантов, если они имеются, и нормоконтролера. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию подписавшегося лица. Внизу указывается город и год выпуска диссертации без знаков препинания.
Задание на магистерскую диссертацию
После титульного листа помещается задание на магистерскую диссертацию. Заполняется в соответствии с образцом (См.: приложение 6) и сдается на кафедру вместе с заявлением на магистерскую диссертацию. Подписывается магистрантом и научным руководителем
Оглавление
После задания на магистерскую диссертацию помещается оглавление,в котором приводятся все заголовки разделов диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления точно должны повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки структурных частей диссертационных работ «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» и заголовки параграфов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая.
Заголовки параграфов и пунктов печатают строчными буквами (первая – прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом – 3-4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
Каждую структурную часть диссертационной работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.
Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.
Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер параграфа или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.
Если раздел или параграф имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
После номера раздела, параграфа, пункта и подпункта в тексте работы точка не ставится.
Библиографический список ( или Список источников и использованной литературы)
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании магистерской диссертации. В него необходимо включать источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы.
Нормативные акты и иные источники необходимо располагать в следующей последовательности.
1. Нормативные правовые акты
- Конституция РФ;
- международные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено в форме федерального закона;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы иностранных государств;
- межгосударственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона;
- нормативные правовые акты Президента РФ;
- межправительственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона;
- нормативные правовые акты Правительства РФ;
- межведомственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона;
- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
- конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного са