Парадигма. Грамматическая категория
Конкретное контекстное употребление слова мы называем словоформой. Слово как представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением, определяется как лексема. Вся совокупность словоформ, входящих в данную лексему, называется парадигмой. То есть, с точки зрения соотношения лексикологии и грамматики парадигма выступает как совокупность всех вариантов изменения данной лексемы в контекстных ситуациях.
С позиций собственно морфологии парадигму мы понимаем как последовательность грамматических форм (словоформ), противопоставленных по одному какому-либо признаку (грамматическому значению). Таким образом, парадигма - это функция, где каждому изменению грамматического значения (например, падежного значения) соответствует адекватное изменение грамматической формы. Парадигма предполагает конечное количество форм. Так, в русском языке падежная парадигма состоит из шести форм, числовая - из двух форм и так далее.
Понятие грамматической категории основывается на представлении о конечных рядах частных грамматических значений. Если ряд словоформ «выстраивается» в парадигму, то основанием противопоставления является та общая семантическая база, которая позволяет различать в каждом конкретном употреблении новое, отличное от других грамматическое значение. Эту «базу», основание для выделения частных грамматических значений, мы называем грамматической категорией. Так, если лексема реализует в своих грамматических формах частные грамматические значения единственного (камень) и множественного (камни) числа, то можно утверждать, что данная лексема имеет грамматическую категорию числа. Грамматическая категория реализуется в парадигме так же, как конкретное грамматическое значение реализуется в конкретной грамматической форме. Иными словами, это общая характеристика, которая может принимать какие-либо конкретные значения, организующиеся в соответствующих парадигмах.
С формальной точки зрения грамматическая категория - это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические.
Ряд грамматических категорий предполагает не совсем «стройную и четкую» оппозицию. Так, при распределении большинства существительных с точки зрения категории Склонения на четыре группы остаются вне этой классификации так называемые Разносклоняемые и Несклоняемые существительные. Подобные «исключения» можно обнаружить и при рассмотрении некоторых других грамматических категорий. В этом следует видеть историческое изменение категории, следы «бурного развития» и «кристаллизации» того или иного грамматического противопоставления.
Практические задания
185. Составьте парадигматические ряды из следующих словоформ, укажите, если такие представлены, полные парадигмы.
а) кочерыжка, спящего, веники, простой, спят, кочерыжкой, упростить, спящим, проще, кочерга, простейший, спящими, о кочерыжке, самый простой, более простой, кочерыжки, кочерыжке, веник, кочерыжку.
б) семи, логово, партитура, укромный, всемером, логовище, семью, укромного, семь, партитурный, логова, семеро, седьмого, партитур, логовом, укромному, седьмой.
в) ползет, рыбака, мог, хитер, можем, ползу, хитрее, рыбаки, мочь, рыбный, хитрейший, могучий, рыбак, ползаем, оползень, рыбачить, хитрый, могущий, полз, хитрить, могли, хитрого, польза, могли, рыбаками, хитрец;
г) о петельке, меня, послезавтра, петелька, дочь, нас, петля, завтракать, дочерями, мы, завтракал, дочерний, петельку, буду завтракать, дочерью, нам, я, петелькам, завтрашний, петельки, дочери, мною.
186. Сколько парадигм и сколько лексем представлено в следующем списке словоформ? Распределите слова по парадигмам и лексемам.
Бегу, читаешь, спали, плачет, ем, сел, скачет, встаем, хотят, живешь, будете, пишут, бегаю, сидите, рисую, степью, летит, дарю, прыгал, бежал, читал, книгу, стене, пером, бродим, поет, веришь, летаю, рычат, люблю, ходили, таскают, бежали, ехал, слышим, ручьи, сплю, спать, книгой, степи, летели, беги, читаешь, обедаешь, воробьев, перья, спим, стенам, лечу, степями, книги, спали, воробьи, перьев, спи, обедаете, бежите, стеной, ручей, степей, летят, перо, воробья, книга.
187. Какой из приведенных ниже рядов форм не является грамматической парадигмой? Мотивируйте свой ответ.
а) 3емля - земли; б) красивый - красивая - красивое; в) лежал - лежу - буду лежать; г) голова - головной - головня; д) знаешь - знай - знал бы; е) грибы - грибов - грибам - грибы - грибами - о грибах; ж) светлый -светлее - светлейший.
188. Верны ли приведенные ниже утверждения? От чего зависит появление двусмысленных случаев, отмеченных звездочкой?
а) Слово «сани» не имеет числовой парадигмы.
б) Слово «бетон» не имеет числовой парадигмы.
в) Слово «лыжи» не имеет числовой парадигмы.
г) Слово «любовь» не имеет числовой парадигмы.
д) Слово «сени» не имеет числовой парадигмы.
е) Слово «краснота» не имеет числовой парадигмы.
ж) Слово «апартаменты» не имеет числовой парадигмы.
а) Слово «слепой» не имеет родовой парадигмы.*
б) Слово «прихожая» не имеет родовой парадигмы.
в) Слово «ловкий» не имеет родовой парадигмы.
г) Слово «мороженое» не имеет родовой парадигмы.
д) Слово «гостиная» не имеет родовой парадигмы.
е) Слово «ласковая» не имеет родовой парадигмы.
ж) Слово «второе» не имеет родовой парадигмы.
а) Слово «пальто» не имеет падежной парадигмы.
б) Слово «его» не имеет падежной парадигмы.*
в) Слово «зло» не имеет падежной парадигмы.
г) Слово «строже» не имеет падежной парадигмы.
д) Слово «строгий» не имеет падежной парадигмы.
Вопросы по теме «Парадигма. Грамматическая категория»
1. Дайте определение грамматической формы слова, используя термины «грамматическое значение» и «грамматическое средство».
2. Почему один из элементов структуры слова может быть назван «грамматическим показателем»?
3. Что такое нулевой грамматический показатель?
4. В чем разница между синтетическими и аналитическими грамматическими формами?
5. Что является грамматическим показателем в аналитической форме?
6. Дайте определение грамматической категории, используя термин «грамматическая форма».
7. В каком отношении находятся друг к другу грамматические формы одной и той же категории?
8. Как объяснить несовпадение грамматических категорий тождественных разрядов слов в разных языках?
9. Что такое категориальное значение?
10.Что такое категориальный показатель?
Части речи
Классифицировать лексемы можно как с точки зрения их семантической общности, как это принято в школьной практике, так и с точки зрения выраженности словоформами разных лексем одних и тех же грамматических категорий. Совмещение синтаксического, морфологического и семантического принципов привело к распределению всей массы лексем на несколько групп, определяемых как части речи.
Таким образом, часть речи мы выделяем на основании присущего только ей особого набора грамматических категорий и передаваемого ею «общего» частеречного значения. Соответственно, классификация частей речи предполагает наличие некоторой общности между некоторыми из них. Так, для всех именных частей речи в той или иной степени свойственно изменение по падежам, наличие падежной парадигмы. Именно это является основанием для объединения существительного, прилагательного, числительного и местоимения в общую группу именных частей речи.
Таким образом, на современном этапе классификация частей речи имеет следующий вид: Знаменательные (или самостоятельные) части речи подразделяются на 1) Именные части речи (например, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение); 2) Глагольные части речи (например, спрягаемый глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, модальное слово); 3) Междометие. Среди служебных частей речи различаются предлог, частица, союз, артикль и так далее.
Различие знаменательных и служебных частей речи определяется их номинационными функциями: если знаменательные части речи называют предметы, действия и отношения, имеющие место в реальном мире, то служебные части речи называют отношения между словами и сочетаниями в тексте (предложении).
Практические задания
189. На основании общности какой или каких грамматических категорий мы относим к одной части речи следующие слова?
а) лошадь, погода, рабочий, Осло, вуз, такси; б) мог, осознает, будет посещать, рисовала, съешьте, печь, хотел бы; в) натощак, затемно, исподтишка, слева, по-хорошему, без устали, вдоль; г) красен, бестолковый, теплейший, голодный, седой; д) двое, семьдесят, девятьсот пятый, три; е) их, я, мой, весь, который, нечто; ж) бодрящий, окрашенный, прописан, евший; з) или, словно, потому что, не то чтобы..., а как будто бы.
190. Сколько разных частей речи представлено в следующем ряду форм? Мотивируйте свой ответ.
а) хитрый, являться, переехал, проще, понятный, изречь, сухому, трансатлантические, лисий, расскажет, сушить; б) голый, высочайший, легок, понят, наивный, традиционен, лучший, шедший; в) смешно, нарочно, зло, критически, невпопад, водопад, внутрь, топь.
191. Объясните, почему формы «купленный, ставший, разбитый» мы относим к одной части речи, а формы «знакомый, жареный» - к другой?
192. Объясните, почему формы «купил, любил, узнал, устал» мы относим к одной части речи, а формы «устало, нагло, тепло» - к другой?
193. Объясните, почему формы «сотый, сто, двенадцать, тысяча девятьсот восемьдесят пять» мы относим к одной части речи, а формы «тысяча, сотня, тридцатка» - к другой?
194. Определите, к каким частям речи относятся выделенные формы:
а) Человек! - это великолепно, это звучит гордо, б) В комнате накурено и сыро, в) Вновь в ожидании набега хоронят по лесам добро, г) Мал, да умел не по летам: с пятилеток умел куропатку камнем сшибить.
195. Объясните, на каком основании следующие формы мы называем
а) существительными.
Военный, тысяча, зло, учитель, ученый, молодость, шило, рабочий, гостиная, стена, новизна, зодчий, ребенок, канапе, Осло, Канада, тюль.
б) глаголами.
Постой, стекло, бежать, буду знать, лезь, мог, смеется, споришь, знал бы, пью.
в) прилагательными.
Белый, новее, самый простой, строжайший, выше, красен, откровенный, жженый.
196. В следующих предложениях определите частеречную принадлежность всех форм, укажите, какие признаки совпадают и какие - не совпадают в тождественных частях речи в русском и английском языках. Есть ли несовпадения между частями речи в разных языках?
Пожилой водитель улыбнулся, не отрывая глаз от дороги, и кивнул. Разговор иссяк. Полина отвернулась к окну и промолчала до самого города.
197.Во всех ли случаях выделенные в тексте формы можно отнести к одной и той же части речи (подчеркнутые формы - к причастию, выделенные курсивом - к наречию)? Мотивируйте свой ответ.
Подводя итоги развития лингвистической науки в конце нашего столетия, ученые обращаются к истокам идей, разрабатывавшихся в течение века, то есть избранных в качестве предмета изучения еще лингвистами восемнадцатого столетия. Очень часто представление о первых попытках решения актуальных и сейчас проблем современной лингвистики связано с именами представителей Казанской лингвистической школы. Одним из выдающихся представителей этой школы был Н.В.Крушевский.
Р.О.Якобсон в своем предисловии к польскому изданию избранных работ Н.В.Крушевского писал об ученом, что "он оставался недооценен и полузабыт и в польской, и в русской, и в международной научной печати". Действительно, о Крушевском писали меньше, чем о Бодуэне и Соссюре. Но даже в немногочисленных высказываниях о нем теоретическое наследие его оценивалось высоко, а среди авторов критических разборов его исследований мы находим имена выдающихся российских и европейских ученых. Вклад Крушевского в развитие лингвистической мысли не меньше, если не больше, чем любого из названных выше ученых.
198. Сравните приведенные ниже ряды форм, укажите, какие из них представляют собой полные парадигмы:
1.
Море | Сани | Думаю | Понятный |
Моря | Саней | Думаешь | Понятного |
Морю | Саням | Думает | Понятному |
Море | Сани | Думаем | Понятного |
Морем | Санями | Думаете | Понятным |
Море | Санях | Думают | Понятном |
Себя
Себе
Себя
Собой
Себе
199. В каждом приведенном ниже отрывке текста содержится 10 местоимений. Верно ли это утверждение?
Любые учебные пособия, предназначенные для будущих специалистов, отражают научную позицию своих составителей, их понимание ряда явлений, которое может не совпадать с «традиционным» толкованием фактов. Как правило, пособия указанного назначения ориентированы на определенные теоретические труды, обосновывавшие ту или иную точку зрения. Причем каждое теоретическое построение этого порядка может в прикладной работе рассматриваться критически, даже если автор пособия разделяет саму точку зрения «теоретика» на все освещаемые теорией и затрагиваемые в его (автора) учебном пособии вопросы.
200. Определите частеречную принадлежность выделенных слов в следующих контекстах. Имеют ли выделенные слова омонимические формы, относящиеся к другой части речи? Ответ мотивируйте.
За лесом грянуло «ура»! Россия начала войну, будучи неподготовленной к ней. Невидимые невооруженным глазом микроогранизмы.
Вопросы по теме «Части речи»
1. По каким признакам устанавливается принадлежность слова к той или иной части речи?
2. Перечислите признаки имени существительного как части речи.
3. Перечислите признаки имени числительного как части речи.
4. Перечислите признаки глагола как части речи.
5. Перечислите признаки причастия как части речи.
6. Перечислите признаки союза как части речи.
7. Чем объяснить наличие «промежуточных случаев» в системе частей речи в пределах одного языка?
8. Почему части речи в разных языках не всегда совпадают?
Синтаксис