Состав слова. Понятие морфемы
Морфемой называем минимальную значимую часть слова, которая содержит определенное типовое грамматическое или словообразовательное значение. Морфемы, таким образом, выражают грамматические или словообразовательные значения, свойственные целым классам однотипных форм и слов.
Одна морфема может служить выразителем нескольких грамматических значений. Так, флексия -а в форме «чеснока» одновременно указывает на принадлежность формы к парадигме мужского рода, первого (по вузовской системе) склонения, на родительный падеж и единственное число. Все три грамматических значения передаются одним показателем - флективной морфемой.
Наличие в форме тех или иных морфем определяется на основании субституции (замены, подстановки), с одной стороны, и установления частных грамматических (либо словообразовательных) значений, передаваемых каждой отдельной морфемой - с другой.
Варьирование грамматических показателей в пределах той или иной парадигмы позволяет говорить о существовании нулевых (материально не выраженных в звуках) морфем.
Вся масса морфем распределяется на две группы: корневые и служебные морфемы. Первые служат для установления ассоциативных связей между родственными (однокорневыми) словами. Следовательно, можно утверждать, что типовое значение корневой морфемы ограничивается совокупностью родственных слов. Служебные морфемы (или аффиксы) выполняют иные функции, передавая грамматические или словообразовательные значения. Их типовые значения, таким образом, реализуются во всей совокупности форм либо производных образований, образованных по данной модели с помощью той или иной служебной морфемы. Служебные морфемы осложняют корневую морфему в препозиции (префиксы), в постпозиции (постфиксы) или одновременно с обеих сторон (конфиксальные морфемы).
В зависимости от фонетических закономерностей, действующих в том или ином языке, возможно появление фонетических чередований, меняющих внешний облик морфем, что не сказывается на грамматической (или словообразовательной) функции последних. Таким образом, морфема осмысляется, подобно фонеме, как абстрактный инвариант, реализующийся в виде конкретных вариантов. Разные фонетические варианты одной морфемы называются морфами или алломорфами.
Практические задания
161. Аналогичен ли морфемный состав (количество морфем) у следующих слов.
а) везло - тепло - село - около; б) проси - неси - вывези; в) крот - зима - репей - тень; г) большой - пой - домой - стеной - твой - строй - отбой; д) жара - двора - города (мн.ч.); е) дай - май - стай; ж) лечь - ночь - сплошь; з) воробей - грей - милей - полей - пашней - щей - мышей; и) пальто - легко - весло.
162. Сколько морфем содержит каждая из следующих форм? Укажите, какие из служебных морфем являются формообразующими, а какие - словообразовательными.
Балованный, лекало, дитя, прижать, огорода, удалой, встретить, собрал, дорогу, свежо, скошенный, кашпо, трава, роза, заколка, ждать, продолжу, часовой, расстилающий, назло, степь, техник, безопасен, пена, экспроприатор, струи, никому, парадокс, ненужный, состояние, ударил, выше, наотмашь, ветер, недопонимание, девушка, удивленный, искатель, взгляд, сутки, ковыль, этих, сверхъестественный, неотосланный, имена, руку, привкус, пребывать, туча, упор, солнце, путь, покрыт, фара, итальянский, пеленою, высота, весел, выровненный, русак, пойманный, пастух, стадо, авокадо, война, такой, белье, тащит, вертикальный, соломинка, поглощенный, был, строишь, куда, выкрашен, персонаж, шепот, назначьте!, уравнять, работник, веревочка, сургучовый, прочь, зеленый, глупо, жестче, мороженое, неизгладимый.
163. Объясните, чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов.
Ножом - потом; ветошь - наотмашь; стеной - домой; погода - порода; вобрать - водить; мужья - ладья; ласточка - косточка; кран - стран; отобрать - отоварить; ловчий - волчий; полевой - головой; председатель - добродетель; крынка - свинка; исход - изъян; голодный - красный, выше - душе, взлом - плеск; потный - плотный; живот - живет; песня - богиня, старец - конец; отец - дворец; мой - май; режь - вези; бородатый - богатый; стык - сруб; сруб - ход; ход - тишь; выше - проще.
164. Выберите пары форм, содержащих одинаковые количества одинаковых морфем.
Прочь - ночь; камнем - помним; слегка - облака; пылесос - водомет; третий - лисий; смелей - углей; обломок - островок; пашен -осторожен; выдох - вдох; удод - вход; светло - намертво; по-моему - запросто; барбос - насос; невнятный - немецкий; интеллект -интеллигент; приятель - каратель; скакалка - удочка; противен -противень; слог - смог; карать - судить; председатель - предатель; послушный - душный; краковяк - слон; входящий - неведомый; аплодисменты - сани; исподтишка - исповедь; поджарка - подпруга; зеленый - ветреный; свист - прощение; маис - кукуруза; полем (сущ.) - полем (глаг.); внутрь - вовнутрь; передышка - перемена.
165. Разделите на морфемы следующие формы, дайте характеристику каждой морфеме.
Ловля, выход, спросить, езжу, киевлянин, знавший, передать, объявление, накормленный, тележка, рукавицы, морковь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, требующий, травяной, вынуть, кладка, болтливый, крутизна, неведомый, мыло, отечество, бабушка, лечу, ненавистный, прикалывать, тишина, нервы, сложнее, лисий, перелопатить, агрессия, крепчайший, раскладывать, бесформенный, улов, охотник, крайность, кончик, содержат, нетерпеливый, арка, бюро.
166. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня и суффикса; г) слова, состоящие из корня, суффикса, флексии; д) слова, состоящие из четырех морфем (включая приставку).
Дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, вот, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, ещё, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порок, мягкий, вскормить, милый, лебедь, как, смена, обойти, пожарище, телятник, нельзя, одышка, баранина, вводный.
167. Распределите данные ниже слова в соответствии с их общностью по корню, по префиксу, по суффиксу, по флексии.
Морозец, носильщик, огорчить, пищу, дневник, сапожник, пожарище, износ, кормилец, стою, объехать, перелет, книгу, стена, окна, скопище, школьник, ноша, певец, грузовик, бадья, одарить, рассвет, ручей, детей, милей, былина, свинина, вода, старик, черновик, мудрец, поднос, ножик, перегрызть, няня, разбег, белую, целую, зрелище, вечерник, оживить, весной, одной, разведка, пересолить, подождать, ельник, учебник, селедка, синька, равнина, вожатый, виноград, невинный, воротник, введение, отношение, проводник, большую, обводной, немка, обвинение, вводный, видней, больной, величина, мышей, беглец, ветрище, скрепка, путник, земляной, рубище, выбоина.
168. Укажите, словообразовательными или формообразующими являются приведенные ниже служебные морфемы русского языка, образуйте с их помощью соответствующие слова и формы, определите их грамматические и словообразовательные значения.
Суффиксы: -ик-, - ыва-, -ость, -ну-, -н-, -лив-, -т-, -изн-. Приставки: с- (со-), под-, не-, в- (во-), анти-. Конфиксы: без...н(ый), о...и(ть). Флексии: -а, -ов, -ами, -е, нулевая флексия.
Какая группа морфем представляет наибольшее количество омонимических единиц? Обоснуйте свой ответ.
169. Укажите, словообразовательными или формообразующими являются приведенные ниже служебные морфемы немецкого языка, образуйте с их помощью соответствующие слова и формы, определите их грамматические и словообразовательные значения.
Суффиксы: -ung, -in, -er, -keit, -te, -lich, -los. Приставки: be-, un-, ge-, miss-, auf-.
170. Сколько различных корней в следующих словах? Сгруппируйте слова по общности корня.
а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник, вождь, водяной, подводник, вожак; обезвоженный, вожатый, унавоженный, водка, сводка, проводка; б) приятель, принятый, взять, изъян, объятия, приятный, изъятый, неотъемлемый; в) молочный, млеть, моложавый, смолоду, молоко, моложе, млечный, младенец, молодец; г) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить, протапливать, топленый, топать; д) обезножеть, ножевой, заноза, подножка, ножик, треножник.
171. Укажите в приведенных ниже словах омонимичные аффиксы, сгруппируйте формы по общности аффикса и частеречной принадлежности.
1) домов, столов, коров, ковров, голов, основ, готов, Иванов, отлов; 2) степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей, кожей, баржей, Машей; 3) рыба, дешевизна, луга, крокодила, города, стажера, полоса, страда, ура; 4) земле, поле, дешевле, в окне, солдате, уже, все, в продолжение (дня); 5) ног, ночь, слов, пирог, сплошь, тишь, смог, стог, капель, накидок, вдов; 6) беру, воду, врачу, несу, в боку; 7) родина, домина, долина, скотина, свинина; 8) передышка, переехать, перепелка, перец, перейти.
172. Укажите пары, содержащие однокорневые слова.
Подлить - продлить, затрубить - отрубить, виноватый - извиняться, проданный - преданный, парный - паровой, конец - кончаться, смешить - смешать, безоблачный - разоблачить, носатый - носильщик, учитель - учитывать, слеза - слезать, сокровище -сокровенный, левый - львиный, нервный - неровный, старожил - сторожиха, взять - приятель, около - колесо.
173. Определите корневую морфему для каждой из приведенных ниже форм.
Дали (сущ.), дали (глагол), пила (сущ.), пила (глагол), пришли, пришлый, простой (сущ.), простой (прил.), стекло (сущ.), стекло (глагол).
Вопросы по теме «Состав слова. Понятие морфемы»
1. Что такое морфема?
2. Что такое корневая морфема?
3. Что такое служебные морфемы, или аффиксы?
4. В чем различие корневой и служебных морфем?
5. Что такое словообразовательные и формообразующие аффиксы? В чем их различие?
6. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?
7. Что такое грамматический показатель?
8. Что такое парадигма?
9. Что такое лексема?
10. Что такое основа?
11. В чем различие понятия основы в формообразовании и словообразовании?
12. Какие отношения мы называем парадигматическими?