Ведущие принципы жизнедеятельности лагеря.
- Принцип безопасности жизни и здоровья, психического состояния, конфиденциальности личной информации, защиты их прав и личного достоинства.
- Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
- Принцип личностно-ориентированного подхода – учет половозрастных особенностей, индивидуальных потребностей и интересов при планировании и реализации программы, создание условий для самореализации;
- Принцип ориентации на общечеловеческие ценности: здоровье, семью и Отечество, заботу о природе, знание и труд, культуру и нравственность;
- Принцип преемственности на основе включения в коллективные дела ребят разновозрастных групп.
- Принцип сотрудничества, сотворчества детского и педагогического коллективов, обеспечивающие формирование у юных прометеевцев чувства ответственности, самостоятельности, отзывчивости.
- Принцип сочетания, перекличка жизни лагеря с жизнью предприятия ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», Урала, России.
Программа «ПЛАНЕТА ИНТЕРЕСНЫХ КАНИКУЛ» нацелена на неформальное образование детей и подростков через участие в образовательных, познавательных, творческих мероприятиях, проектной деятельности курсов Клуба Успеха в условиях загородного оздоровительного лагеря. Задачи:
1. Развивать навыки социальной компетентности детей и подростков, их индивидуальные способности и интересы;
2. Развивать культуру межличностного и межгруппового общения;
3. Приобщать детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном обществе;
4. Формировать здоровый образ жизни, способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков посредством климатолечения, двигательной активности на свежем воздухе, лечебной физкультуры, фитотерапии, оказания стоматологических услуг, сбалансированного питания и витаминотерапии.
Результатом каникулярного образования станет развитие индивидуальных способностей и интересов детей, развитие их социальной компетентности.
Социальная компетентность включает готовность и умения человека учиться, трудиться, сотрудничать, жить. Составляющие социальной компетентности личности:
-умение учитьсясвязано со способностью личности при решении проблем извлекать знания из прошлого опыта, критически относиться к действительности, оценивать происходящие изменения;
-умение трудитьсяотражает способность нести нагрузку, организовывать свою работу, деятельность других, использовать новое для получения лучшего результата;
-умение сотрудничатьраскрывается в способности работать в группе, улаживать конфликты, договариваться, нести ответственность;
- умение жить – означает владение навыками безопасного поведения, стойкости в преодолении трудностей, адаптации к меняющимся социокультурным условиям.
Показателями развития социальной компетентности детей является:
· благоприятный микроклимат в детских и подростковых группах,
· активность, инициатива, самостоятельность участников смены в организации работы в отряде, в клубе, в инициативных и творческих группах.
Показателями развития интересов и способностей детей являются индивидуальные и коллективные проекты в Клубах успеха, участие и победы в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. За смену каждый ребёнок приобретает личный опыт спортсмена, актёра, музыканта, дежурного по комнате, в столовой, уборщика территории, волонтера, мастерового, пожарного, ученика, бакалавра или магистра в Клубе Успеха, становится активным участником в играх по профориентации, где ребятам представляют не только веер профессий газовиков, но и требования к человеку, выбравшего данную профессию.
Помимо массовых и групповых занятий предусмотрено время для индивидуальной работы, помимо деятельности – время для созерцания. Важно, чтобы каждый ребенок нашел себе друзей и предмет заботы, чтобы была возможность проявить самостоятельность и инициативу.
В рамках программы ее участникам предлагается разнообразная деятельность, в том числе:
1) предметная - занятия в кружках, студиях, курсах Клуба Успеха;
2) игровая - игры на знакомство, выявление лидера, интеллектуальные, коллективно – творческие, подвижные, спортивные, игры на местности, и др.;
4) проектная - разработка проектов на курсах Клуба Успеха;
5) досуговая - конкурсы, вечера, шоу-программы, концерты, дискотеки;
6) организаторская - работа в органах самоуправления, на курсах Клуба Успеха;
7) трудовая – самообслуживание, уборка территории;
8) аналитическая - отрядные «огоньки»;
9) дискуссионная - дискуссии, обсуждения на различные темы.
III. Содержание программы
Реализации программы предшествует подготовительный период, который включает в себя подготовку педагогов к работе в 2017 году, а именно:
· Подведение итогов работы предыдущего года (осенний период);
· Изучение опыта реализации подобных смен в других оздоровительных лагерях и центрах;
· Изучение основных направлений развития государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
· Организация семинара «Развитие воспитательной системы в оздоровительном лагере «Прометей» в 2017 году.
Подготовка вожатых ведется как при помощи государственных лицензированных программ (в 2017 году – в РГППУ программа переподготовки для работников организаций отдыха и оздоровления детей), так и самостоятельно (семинары для педагогов по программе предстоящего года).
Так же в подготовительный период происходит планирование, обновление и приобретение материально – технических ресурсов (канцелярские товары, спортивный инвентарь, материалы для работы кружков, игры настольные, пополнение библиотечного фонда и др.)
Договоры на проведение познавательных программ в «Прометее» в 2017 году будут заключены с:
- театральными коллективами (г. Екатеринбург и г. Новоуральск);
- Свердловским кадетским корпусом (г. Сысерть);
- Организацией «Точка науки» (Екатеринбург);
- Свердловской областной детско – юношеской библиотекой с программами мероприятий по тематикам смен:
1 смена - «Литературная экспедиция»;
2 смена - Эко-квест «Зеленая р/эволюция»;
3 смена - Научно – познавательная программа «Интеллектуальные прогулки» (для старшего школьного возраста), «Очевидное – невероятное» (для младшего школьного возраста).