Категория степеней сравнения

Для качественных прилагательных характерна словоизменительная категория степеней сравнения, образуемая формами сравнительной и превосходной степеней.

П Р О С Т А Я Сравнительная степень (компаратив) Превосходная степень (суперлатив)
- Е -выше - ЕЕ -красивее - ШЕ –старШЕ; -ЖЕ-глубЖЕ ПО- подобрее супплетивные формы: хороший - лучше - ЕЙШ -милейший - АЙШ -глубочайший
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я   Вспомогательные слова: более, менее + прил. более высокий менее гордый   Вспомогательные слова:   1) самый, наиболее/наименее + прил. вне степени сравнения   самый добрый наиболее высокий наименее сложный   2) всех всего + сравнительная простая Выше всех

Примечание:

· Значительно реже синтетическая(простая форма)сравнительнойстепени образуется путем прибавления к основе суффикса –ше: старый – старше,ранний – раньше.

· Если на конце основы прилагательного есть суффикс –к- или –ок-, то он часто при образовании простой формы сравнительной степени усекается: близкий – ближе, широкий – шире, далекий – дальше.

· Следует запомнить особенности образования простой формы сравнительной степени у некоторых прилагательных. От прилагательного глубокий компаратив образуется прибавлением к усеченной основе нерегулярного словоизменительного суффикса –же: глубокий – глубже. От прилагательных хороший, плохой, маленький образуются супплетивные формы компаратива: лучше, хуже, меньше.

· Формы компаратива не образуют прилагательные с «абсолютным» качественным значением, не допускающим предположения о большей или меньшей степени проявления признака: лысый, мертвый, слепой и т.п., а также прилагательные с семантикой субъективной оценки качества: преогромный, темненький и др.

· Одним из способов образования аналитической формы суперлатива является прибавление к синтетической форме компаратива вспомогательного слова всего (если предмет неодушевленный) или всех (если предмет одушевленный): всего дороже сон, ребенок был всех добрее.

· Синтетические формы суперлатива (умнейший, высочайший и т.п.) кроме своего основного значения могут выражать и элативное значение, т.е. указывать не на самую высокую, а лишь на очень высокую степень проявления признака: милейший человек, кратчайшее расстояние. Элативное значение реализуется в тех случаях, когда превосходная степень прилагательного используется не в сравнительной конструкции.

Вопросы для контроля:

1. Какие новые термины вы узнали в этой теме?

2. Расскажите об образовании степеней сравнения имен прилагательных.

Упражнения

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя прилагательные сравнительной степени антонимами.

1. Брат выше с…стры.

2. Ж…лезо легче меди.

3. Неман уже Волги.

4. Дуб тверже с…сны.

5. Зима в Сибир… суровее, чем в Белоруси…

6. Веревка тоньше к…ната.

2. Возможно или невозможно образование форм степеней сравнения от приведенных прилагательных?

1. возможно
2. невозможно

Приветливый, ранний, холостой, грозный, кустарный, голодный, мягкий, каурый, женатый, узковатый, детский, желтый, грубый, мертвый, глубокий, широковатый, гнедой, босой, грозный, дальний, сонливый, пегий, красноватый, коричневый, горбатый.

3. Какие из приведенных прилагательных могут иметь синтетическую и аналитическую сравнительную степень, а какие - только аналитическую.

1. синтетическую и аналитическую
2. только аналитическую

Талантливый, горький, дорогой, дружеский, деловой, пушистый, жестокий, близкий, убедительный, емкий, робкий, передовой, ветхий, , звонкий, страдальческий, громоздкий, зыбкий, красивый, бойкий, трагический, топкий, колкий, дерзкий, комический.

4. Запишите прилагательные в начальной форме.

Ближайший - …………………….. Тяжелейший - ………………….

Скучнее - ………………………… Чудеснейший - ………………...

Сильнее - ………………………… Лучше - ………………………..

Хуже - ……………………………. Более высокий - ………………

Короче - ……………………….....

5. Образуйте от данных прилагательных синтетическую и аналитическую степень.

Честный, строгий, искусный, широкий, высокий, редкий, близкий, низкий, тяжелый, редкий, мягкий, маленький, хороший.

6. Подчеркните как члены предложения прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

1. Характер у нее сложнее, чем у его брата.

2. Этим летом удастся собрать богатейший урожай.

3. Самый короткий путь проходил через горную реку.

4. Свет от этой лампочки менее яркий.

7 Учитывая функцию в предложении, определите, прилагательным или наречием является форма сравнительной степени в предложениях.

1. Ты была смелей и легче птичьего крыла. 2. … И в кубок ваш все жарче и светлее так вдохновение лилось. 3. Легче дышит лазурный сонм женевских вод… 4. Тающая легче снега, я была – как сталь. 5. Тоньше и тоньше становятся чувства, их уже не пять, а шесть, но человек уже хочет иного – лучше того, что есть.

8 Методическая задача: ученику дали задание образовать степени сравнения. Найдите ошибки в его работе.

Храбрый –храбрее Длинный -длиннее

храбрейший более длинный

более храбрее самый длинный

самый храбрейший длиннее всего

храбрее всех

Горячий -горячейший Звонкий -звончее

самый горячий звончайший

более горячее менее звонкий

горячее всех наиболее звонче

звончее всех

9. Методическая задача: ученику дали задание поставить прилагательное в одну из степеней сравнения, подходящую по смыслу в предложении. Найдите ошибки в его работе.

Моя квартира более красивее, чем у друга.

Петя наиболее лучше рисует, чем Маша.

Байкал – самое глубокое озеро России.

В школе мы писали сложнейший диктант.

Наши футболисты забили самый превосходнейший гол в ворота

соперника.

Наши рекомендации