Категория степеней сравнения
Для качественных прилагательных характерна словоизменительная категория степеней сравнения, образуемая формами сравнительной и превосходной степеней.
П Р О С Т А Я | Сравнительная степень (компаратив) | Превосходная степень (суперлатив) |
- Е -выше - ЕЕ -красивее - ШЕ –старШЕ; -ЖЕ-глубЖЕ ПО- подобрее супплетивные формы: хороший - лучше | - ЕЙШ -милейший - АЙШ -глубочайший | |
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я | Вспомогательные слова: более, менее + прил. более высокий менее гордый | Вспомогательные слова: 1) самый, наиболее/наименее + прил. вне степени сравнения самый добрый наиболее высокий наименее сложный 2) всех всего + сравнительная простая Выше всех |
Примечание:
· Значительно реже синтетическая(простая форма)сравнительнойстепени образуется путем прибавления к основе суффикса –ше: старый – старше,ранний – раньше.
· Если на конце основы прилагательного есть суффикс –к- или –ок-, то он часто при образовании простой формы сравнительной степени усекается: близкий – ближе, широкий – шире, далекий – дальше.
· Следует запомнить особенности образования простой формы сравнительной степени у некоторых прилагательных. От прилагательного глубокий компаратив образуется прибавлением к усеченной основе нерегулярного словоизменительного суффикса –же: глубокий – глубже. От прилагательных хороший, плохой, маленький образуются супплетивные формы компаратива: лучше, хуже, меньше.
· Формы компаратива не образуют прилагательные с «абсолютным» качественным значением, не допускающим предположения о большей или меньшей степени проявления признака: лысый, мертвый, слепой и т.п., а также прилагательные с семантикой субъективной оценки качества: преогромный, темненький и др.
· Одним из способов образования аналитической формы суперлатива является прибавление к синтетической форме компаратива вспомогательного слова всего (если предмет неодушевленный) или всех (если предмет одушевленный): всего дороже сон, ребенок был всех добрее.
· Синтетические формы суперлатива (умнейший, высочайший и т.п.) кроме своего основного значения могут выражать и элативное значение, т.е. указывать не на самую высокую, а лишь на очень высокую степень проявления признака: милейший человек, кратчайшее расстояние. Элативное значение реализуется в тех случаях, когда превосходная степень прилагательного используется не в сравнительной конструкции.
Вопросы для контроля:
1. Какие новые термины вы узнали в этой теме?
2. Расскажите об образовании степеней сравнения имен прилагательных.
Упражнения
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя прилагательные сравнительной степени антонимами.
1. Брат выше с…стры.
2. Ж…лезо легче меди.
3. Неман уже Волги.
4. Дуб тверже с…сны.
5. Зима в Сибир… суровее, чем в Белоруси…
6. Веревка тоньше к…ната.
2. Возможно или невозможно образование форм степеней сравнения от приведенных прилагательных?
1. | возможно |
2. | невозможно |
Приветливый, ранний, холостой, грозный, кустарный, голодный, мягкий, каурый, женатый, узковатый, детский, желтый, грубый, мертвый, глубокий, широковатый, гнедой, босой, грозный, дальний, сонливый, пегий, красноватый, коричневый, горбатый.
3. Какие из приведенных прилагательных могут иметь синтетическую и аналитическую сравнительную степень, а какие - только аналитическую.
1. | синтетическую и аналитическую |
2. | только аналитическую |
Талантливый, горький, дорогой, дружеский, деловой, пушистый, жестокий, близкий, убедительный, емкий, робкий, передовой, ветхий, , звонкий, страдальческий, громоздкий, зыбкий, красивый, бойкий, трагический, топкий, колкий, дерзкий, комический.
4. Запишите прилагательные в начальной форме.
Ближайший - …………………….. Тяжелейший - ………………….
Скучнее - ………………………… Чудеснейший - ………………...
Сильнее - ………………………… Лучше - ………………………..
Хуже - ……………………………. Более высокий - ………………
Короче - ……………………….....
5. Образуйте от данных прилагательных синтетическую и аналитическую степень.
Честный, строгий, искусный, широкий, высокий, редкий, близкий, низкий, тяжелый, редкий, мягкий, маленький, хороший.
6. Подчеркните как члены предложения прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
1. Характер у нее сложнее, чем у его брата.
2. Этим летом удастся собрать богатейший урожай.
3. Самый короткий путь проходил через горную реку.
4. Свет от этой лампочки менее яркий.
7 Учитывая функцию в предложении, определите, прилагательным или наречием является форма сравнительной степени в предложениях.
1. Ты была смелей и легче птичьего крыла. 2. … И в кубок ваш все жарче и светлее так вдохновение лилось. 3. Легче дышит лазурный сонм женевских вод… 4. Тающая легче снега, я была – как сталь. 5. Тоньше и тоньше становятся чувства, их уже не пять, а шесть, но человек уже хочет иного – лучше того, что есть.
8 Методическая задача: ученику дали задание образовать степени сравнения. Найдите ошибки в его работе.
Храбрый –храбрее Длинный -длиннее
храбрейший более длинный
более храбрее самый длинный
самый храбрейший длиннее всего
храбрее всех
Горячий -горячейший Звонкий -звончее
самый горячий звончайший
более горячее менее звонкий
горячее всех наиболее звонче
звончее всех
9. Методическая задача: ученику дали задание поставить прилагательное в одну из степеней сравнения, подходящую по смыслу в предложении. Найдите ошибки в его работе.
Моя квартира более красивее, чем у друга.
Петя наиболее лучше рисует, чем Маша.
Байкал – самое глубокое озеро России.
В школе мы писали сложнейший диктант.
Наши футболисты забили самый превосходнейший гол в ворота
соперника.