Научно-педагогическое знание фиксируется в педагогических концепциях, теориях и парадигмах.
Парадигма
Парадигма (отгреч. paradeigma — пример,образец) — модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксируется в трех ведущих образовательных парадигмах. Эти парадигмы различаются главным образом пониманием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника и многое другое.
Технократическая парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в технократической парадигмедробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т. п.), а обучение — на отдельные операции.В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека»! Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов я способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, само! актуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоот-4 ношений педагогов и воспитанников.
В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитар-1 ная парадигма. В центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим ми-: ром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога высту-1 пает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.
Теория (5
Т е о р и я (от греч. theoreo — рассматриваю, исследую)— комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.
Соотношение парадигмы и теории можно представить, как соотношение общего и особенного. Так, в рамках гуманистической образовательной парадигмы существуют теория личностно ориентированного образования, теория свободного воспитания и др. В то же время термин «теория» иногда употребляют, когда речь идет о науке в целом. Научное знание предстает, как правило, в виде знания теоретического, т.е. специально организованного, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта данной теории. В этом смысле иногда говорят о «соотношении теории и практики». Концепция Jj Концепция (от лат. conceptio — понимание,система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Образовательная концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и воплощается в практику педагогической деятельности в программах и методиках. Зачастую в концепции выражаются взгляды конкретного исследования на то или иное педагогическое явление, которое наряду с данным ученым рассматривает целый ряд других исследователей. Поэтому, говоря о концепции, как правило, называют ее автора (концепция личностно ориентированного образования
В.В. Серикова, концепция личностно ориентированного образования Е. В. Бондаревской и т. п.). Как видим, несколько авторских концепций могут разрабатываться в рамках одной теории, в данном случае теории личностно ориентированного образования.
Резкой границы между образовательными парадигмами не существует. Так, закономерности и способы гуманизации педагогического взаимодействия, раскрытые в рамках гуманистической парадигмы, могут использоваться в технократической и гуманитарной парадигмах. Кроме того, сущность педагогическо- I о знания остается неизменной, к какой бы образовательной парадигме оно ни относилось.
По характеру используемых терминов и их содержательной трактовке (определениям) можно определить характер той образовательной парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также научную позицию юго или иного исследователя. Работа по определению парадигмальной или концептуальной принадлежности важна в том случае, когда исследователь разрабатывает, например, проблему классификации в педагогике или занимается изучением историко-педагогических проблем. Кроме того, любой педагог — ученый или практик — должен определиться в том, какой концепции он придерживается, иначе его деятельность лишается тех оснований, которые составляют условие ее успешности.
Использование терминов «троичный синергизм», «грех», «воздаяние», «со териология», «теоантропология», «духовный опыт» характерно для религиозной (православной) педагогической парадигмы. Термины «личностный опыт», «личностные функции», «личностно ориентированная ситуация» говорят о том, что перед нами работа, выполненная в рамках теории личностно ориентированного образования. Если исследователь оперирует терминами «бытие», «субъектность», «смысл», «понимание», «духовное становление», то он, скорее всего, работает в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.
Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов недостаточно. Важно понять, какой смысл вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в науке в рамках различных концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления, и наоборот, для обозначения одного и того же явления могут использоваться разные термины. Так, термин «личность» используется и и православной, и в светской гуманитарной образовательных парадигмах. Но в первом случае он означает то, что связывает человека с Богом, во втором применяется для выражения общественной сущности человека. Термины «гене- шс», «становление», «развитие» иногда используются для обозначения одного и того же явления. Тем не менее в рамках отдельной педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.
В рамках каждой концепции воспитания Е. В. Бондаревская предлагает выделять следующие блоки понятий:
• первый — объединяет понятия, с помощью которых в концепциях раскрывается сущность современного воспитания-, ценности, смысл, цели, принципы, процесс воспитания;
■ второй — включает понятия, характеризующие современную педагогическую реальность-, воспитательное пространство, среда воспитания, мир детства;
Третий — объединяет понятия, характеризующие взаимодействие участников воспитательного процесса: субъект, объект, личность, личностный смысл, развитие, духовность, воспитанность, меж субъектное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения;
Четвертый — включает понятия, необходимые для характеристики базовых воспитательных процессов: социализация, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие.
Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволит сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.
Категориальный аппарат современной педагогики предполагает множественность смыслов, заключенных в каждом педагогическом термине, и одновременно четкость и однозначность в понимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, теории, парадигмы, отдельного научно-педагогического исследования.
Свободное самоопределение педагога в понимании педагогических категорий при условии соблюдения правил их использования предполагает его толерантные установки в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гуманитарности педагогического знания.
Современные категории и понятия наук об образовании
Особенности влияния на образование перечисленных факторов нуждаются в настоящее время вглубоком исследовании и переосмыслении с учетом современных социокультурных условий.
В первоочередном педагогическом осмыслении нуждаются внутренние возможности человека, его сущность — «собственно человеческое в человеке», а не ролевые, заданные обществом функции. Для решения этой важной задачи необходим синтез данных многих наук о человеке.Основное понятие, с помощью которого можно охарактеризовать образование современной России— много культурность. Много культурность проявляется в многообразии видов образовательных учреждений (авторские школы, гимназии, лицеи, школы с этнокультурным компонентом, религиозные, или конфессиональные, школы и др.) и особенностях организации в них педагогического процесса, что влечет за собой многообразие взглядов, установок, позиций педагогов и учащихся.
В связи с этим обостряются проблемы взаимопонимания, поиска «территории согласия» между людьми с разными политическими, религиозными взглядами, имеющими разную национальную и культурную принадлежность и социальный статус. В современном обществе наблюдаются такие явления, как национальная и религиозная нетерпимость, вражда между различными социальными группами, конфликты между поколениями, кризис семьи. Ценности и установки, реализуемые в образовании, во многом могут способствовать решению этих проблем.
Образование как общественное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, миучно-технический и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образования. Главной же ценностью образования, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и I духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.
Образование может быть рассмотрено не только как общественное явление, но и как процесс. Процесс (от лат. processus — продвижение) понимается кик закономерная последовательная смена состояний, стадий развития какого- ни будь феномена.
I Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движении, выявляем и анализируем его динамические характеристики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организующих этот процесс и включенных в него (в данном случае — для I педагогов и обучающихся, воспитанников).
Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающего в обществе (в том числе и педагогического), является интенциональность (от лат. in- tentio — стремление, направленность на нечто). Интенция определяет направление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению которых служат в конечном итоге все изменения, происходящие в рамках данного процесса. Она обусловливает также закономерный, неслучайный характер изменений, происходящих в рамках процесса.
Поскольку образование как процесс представляет собой разворачивающуюся во времени последовательность состояний, важной характеристикой образовательного процесса выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, период, этап в развитии) отличается качественно новым состоянием самого образовательного процесса и включенных в него субъектов, а механизмом движения от одной стадии к другой выступает переход количественных изменений в качественные.
Развитие не происходит равномерно, «по восходящей», в одном и том же темпе, как постепенное «усовершенствование» процесса и включенных в него людей. Переход от одной стадии развития к другой осуществляется в так называемых «кризисных точках». Кризис знаменует собой резкий перелом, переход от одного качественного состояния к другому. Образовательный процесс - это чередование относительно спокойных периодов с резкими скачками, которые представляют собой своеобразный «перерыв» в развитии, отделяющий одну стадию процесса от другой. Поэтому одной из важнейших характеристик образовательного процесса является нелинейность, прерывность (дискретность).
Так, процесс духовного становления ребенка характеризуется наличием в нем противоречивых тенденций, изменениями направления духовного развития с позитивного на негативное и наоборот, неоднократными «возвращениями» в уже пройденную точку духовного роста, отказом от ранее найденных смыслов и обращениями к ним на новом уровне, причем «успехи» и «неудачи» в духовном становлении, как правило, не зависят от возраста воспитанника. Большую роль в процессе духовного становления играет случайность (незапланированные педагогами ситуации и влияния), что привносит в процесс духовного становления элемент непредсказуемости. Задача педагога, оказывающего помощь воспитаннику в его духовном становлении, — принять ребенка таким, каков он есть в данный момент, в данной точке своего развития, и создать условия для того, чтобы процесс духовного становления воспитанника сохранял позитивную направленность.
Образование осуществляется на протяжении всей жизни человека. Освоение и присвоение человеком социокультурного опыта в виде знаний, способов осуществления деятельности, норм и форм взаимодействия, развитие его внутреннего мира в разной мере, с разной степенью интенсивности и в разных формах осуществляются во все периоды жизни человека. Поэтому одной из характеристик образовательного процесса является его принципиальная не завершением о с т ь, открытость для продолжения в иных условиях иными средствами.
Педагогический процесс организуется в конечном итоге ради человека, для помощи ему в решении встающих перед ним (или могущих встать в будущем) задач. В рамках педагогического процесса осуществляется как становление качеств, необходимых для жизни человека в определенном обществе в определенное время, так и тех качеств, которые составляют неизменную сущность человека, «собственно человеческое в человеке». Поэтому, по определению Е. В. Бондаревской, «образование (от рус. «создание образа») — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей; это специальная сфера социальной жизни, в ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры».
Вопросы
Что понимается под термином, понятием, категорией?
Как можно классифицировать педагогические категории? С чем связано наличие в педагогической науке разных подходов к классификации педагогических категорий?
Для чего необходимы философские и общенаучные категории в педагогике и психологии?
Перечислите наиболее важные педагогические и психологические термины и приведите примеры их определений. Способствует или препятствует наличие множественности подходов к определению категорий достижению взаимопонимания между исследователями, между учеными и практиками?
Каковы основные правила использования научных терминов? Как можно устранить противоречие между требованием однозначности используемых понимай и необходимостью учета множественности подходов к пониманию категорий?
Каким образом связаны образовательная концепция (парадигма) и система понятий, которые употребляются в рамках этой концепции (парадигмы)? Какое влияние оказывает то или иное понимание научных категорий на дельность исследователя?
Какую роль в развитии науки выполняет категориальный аппарат? Каковы основные тенденции в развитии категориального аппарата педагогики и психологии?
Каковы основные характеристики педагогического процесса?
Упражнения
Распределите перечисленные в п. 4.1 термины на группы согласно классификации, предложенной В. В. Краевским: человек, воспитывающая ситуация, китериоризация, функция, структура, противоречие, уровень, учебный предмет, культура, бытие, модель, педагогическая действительность, гипотеза, время, сущность, преподавание, фактор, условие, причина, практика, девиантное поведение, учение, воспитательная технология, дистанционное обучение, развитие, образование, количество, воспитательное пространство, креативность, категория. Что дает такая классификация исследователю?
Определите, какие из приведенных терминов можно отнести к числу собственно педагогических категорий: педагогический процесс, урок, развитие, личность, управление, дидактическая игра, воспитание, учебный материал, метод воспитания, нравственное воспитание, диалог, педагогическое взаимодействие, социализация, качество, развивающее обучение, функция, стадия, педагогическая деятельность, коллективное творческое дело, педагогическое мастерство, неуспеваемость, образовательная система, возрастные особенности, тренинг, мотив. Какие из этих терминов заимствованы из других областей научного знания?
Проанализируйте классификацию педагогических понятий, предложенную Л. М. Лузиной. В чем ее «плюсы» и «минусы»? С чем, на ваш взгляд, свыше преимущественное использование автором философских категорий?
Выпишите из различных источников (учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, нормативных документов) возможно большее количество определений педагогических категорий «образование», «обучение», «воспитание». Определите: а) в каком аспекте рассматриваются эти категории в каждом отдельном случае (как явление, как процесс, как деятельность); б) в рамках какой парадигмы (традиционной, гуманистической, гуманитарной, религиозной) сконструировано каждое определение; в) как понимается автором педагогическая деятельность (целенаправленное формирование определенных качеств или трансляция определенных знаний, сотрудничество, создание воспитывающей или обучающей среды, организация диалогического взаимодействия, свободное развитие природных задатков ребенка). Дайте обоснование своей точке зрения. В чем вы видите преимущества каждого из определений?
Исключите из приведенных ниже перечней «лишний» термин. Обоснуйте свой вариант решения.
а) образование, категория, обучение, воспитание;
б) урок, педагогический процесс, система, педагогическое взаимодействие;
в) объект, предмет, категориальный аппарат, понимание.
Пользуясь учебниками и учебными пособиями по истории педагогики, определите факторы, оказывавшие влияние на образование на разных этапах его развития, а также результаты этого влияния.
Подумайте над вопросами: а) может ли быть педагогический процесс без развития? б) может ли быть развитие «со знаком минус»? Обоснуйте свою точку зрения.
Литература
Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. Волгоград: Перемена, 2000.225 с.
Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. дляст-товвыс. учеб. заведений. М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004. 160 с.
Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 242 с.
Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. Педагогика. 1995. № 6. С. 84-89.
Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 256 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 72-92.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 528 с.
ПодласыйИ. П. Педагогика: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 1999.
Прянтова В. Г., Равким 3. И. История образования и педагогической мысли: Учеб.-справочник. М.: Новая школа, 1994.