Значение педагогикив системе научного знания
Существуют разные взгляды на роль педагогикикак науки, вытекающие из различного пониманияроли педагогики и ее связей с другими науками. В настоящее время эти взгляды оформились в три основные концепции.
Согласно первой из них педагогика понимается как междисциплинарная область знания, объединяющая в себе сведения из самых разнообразных наук и рассматривающая с «педагогических» позиций различные сложные предметы и явления (космос, культура, политика и др.). В этом случае педагогика «теряет» свой собственный объект и исчезает как наука, сливаясь с широкой действительностью.
Однако такое понимание роли педагогики может пригодиться тогда, когда необходимо выявить педагогический смысл того или иного явления, определить возможности его использования в образовании, способы взаимодействия с ним, имеющие воспитывающий характер. Умение взглянуть на любой объект с «педагогических» позиций чрезвычайно важно для педагога — как ученого, так и практика. Кроме того, профессиональное владение информацией из самых разных областей научного знания, умение интерпретировать и применить эту информацию в научной и практической деятельности необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога.
Сторонники второй концепции рассматривают педагогику как прикладную науку. Согласно их точке зрения, задача педагогики состоит не в выявлении собственно педагогических закономерностей, а в отборе из других наук сведений, необходимых для решения конкретной проблемы обучения или воспитания и «прикладывании» их к решению этой проблемы. Иначе говоря, задача педагогики, с этой точки зрения, состоит в выработке конкретных рекомендаций для решения проблем в сфере образования на основе данных других наук.
Однако ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает образование специально, в его целостности. Поэтому сведения, предоставляемые другими науками, всегда фрагментарны, разрознены, дают представление лишь об отдельных сторонах педагогических явлений и исключают возможность понимания педагогической реальности во всей ее полноте. При таком подходе выявление педагогических закономерностей становится невозможным, а значит, нарушается связь педагогической науки и практики, и, как следствие, снижается эффективность практической педагогической деятельности.
Словосочетание «прикладная педагогика» может употребляться и в другом значении: оно может означать соответствие теоретического знания запросам и потребностям практики, возможность «приложить» результаты научных исследований к решению практических педагогических проблем, практикаориентированный характер научно-педагогических исследований. В таком понимании данное словосочетание означает одну из важнейших функций педагогической науки — преобразовательную (прикладную, практическую).В рамках третьей концепции педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, с собственным объектом, предметом, категориальным аппаратом и методами, как специальная наука об образовании, педагогическом процессе и педагогической деятельности. Другие же науки «поставляют» педагогике материал, который она интерпретирует и использует при выявлении и формулировании педагогических закономерностей.
В современной педагогической науке отчетливо прослеживаются две взаимосвязанные тенденции: тенденция к дифференциации и тенденция к интеграции.
Дифференциация (процесс разделения наук) касается прежде всего структуры педагогической науки и проявляется в том, что в составе педагогики появляются все новые научные дисциплины. Например, сравнительно недавно возникли андрогогика (педагогика взрослых), педагогическая технология и ряд других научно педагогических дисциплин. Дифференциация наблюдается и внутри научнопедагогических дисциплин. Так, внутри социальной педагогики выделились семейная педагогика, педагогика досуга, клубная педагогика, педагогика среды и др.
Интеграция (процесс сближения и связи наук) проявляется в первую очередь в области связи педагогики с другими науками. Заключается она в том, что педагогика все чаще не просто использует данные и выводы других наук, но включает их в состав педагогического знания; при этом само педагогическое знание приобретает новое качество. Например, когда педагогика, вступив в диалог с философией и –че монеткой, интерпретировала их фундаментальные положения, основные понйч, эмпирические данные с учетом собственных функций, возникло новое направлен z в педагогике — философско-антропологический подход.
И дифференциация, и интеграция значительно расширяют, с одной стороны, возможности педагогической науки, с другой стороны — то поле смыслов и значений, которое заключено в педагогическом знании. 'Ут требует от педагога отказа от догматизма и стереотипов в восприятии научного знания, от упрощенного понимания знаний, признания правомерности различной смысловой интерпретации знания, «открытости» к восприятию нового, иногда непривычного, парадоксального, знания.
Психология как наука в образовании
Как уже было сказано, психология как наука отражастся в академической, прикладной и практической сферах своего влияния. В образовании психологическое знание в большей степени носит практико-прикладной характер.
И. В. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»:
- практическая психология как прикладная дисциплина, особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;
- практическая психология как особая психологическая практика, где главная ориентация - не на исследование психики, а на «работу с психикой».
В данном содержании прикладная психология ориентирована на помощь в решении тех задач, которые поставлены перед психологом его «заказчиками»(например, руководителем образовательного учреждения). Психолог в этих условиях работает в тесном контакте с другими специалистами учреждения, помогая им лучше выполнять свои функции. При этом он может проявить и реализовать себя в различных направлениях учебно-воспитательного процесса.
Психологу приходится, с одной стороны, не терять свой специфический предмет (психику, субъектность человека), с другой стороны, учитывать специфику работы в системе образования. Поэтому психолог-прикладник вынужден все чаще проводить исследования, непосредственно включаясь в учебно- воспитательный процесс с целью оптимизации образовательной деятельности педагогического коллектива. Таким образом, он становится полноправным участником педагогического коллектива, так как уже не может без него эффективно работать. Психолог, ориентированный на прикладную деятельность, не ставит перед собой стратегические задачи (их определяет руководитель образовательного учреждения, методист районного управления образования и др.), но самостоятельно решает тактические и оперативные.
Следует отметить, что прикладная психология, как правило, не востребована системой образования, так как трудно найти психологически грамотных руководителей. Более того, встречается и некоторая предубежденность, недоверие к психологическому знанию, поэтому психологи-прикладники берут на себя гораздо большую ответственность, ставя перед собой стратегические задачи, одновременно формируя психологическую культуру заказчиков.
Практическая психология как особая психологическая практика ориентирована на работу с клиентами, которые доверяют психологу как специалисту. В этих случаях психолог самостоятельно ставит перед собой и стратегические, и тактические, и оперативные задачи исследования, вмешательства в проблемные ситуации.
Практическая психология образования как специально выделяемая отрасль активно начала развиваться в 90-е гг. прошлого столетия. Долгое время отечественная психология представляла собой исключительно академическую науку, занимавшуюся исследованиями, но не решением реальных психологических проблем.
В настоящее время практическое психологическое направление может рассматриваться не только как сфера приложения психологических знаний, не только как психологическая практика и способ проверки психологических моделей, разрабатываемых академической наукой, но и как новая активно развивающаяся отрасль науки, имеющая свой предмет изучения. В качестве такового выступают принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения становления и развития человека. Г. С. Абрамова предметом практической психологии считает индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни; «при этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека». Видимо,в силу новизны данного направления окончательное определение предмета практической психологии произойдет в самом ближайшем будущем.
Таким образом, в практической психологии образования можно выделить следующие уровни актуальных задач (В. И. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников):
- научно-исследовательские задачи, связанные с решением проблем изучения закономерностей развития личности, с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в образовательных условиях;
- прикладные задачи, диктуемые необходимостью психологического обеспечения оптимального функционирования образовательного учреждения и его отдельных субъектов. Это предполагает: составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий, разработку рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;
- практические задачи, определяемые конкретными проблемами профессиональной деятельности педагога-психолога в форме оказания психологической помощи субъектам образовательного учреждения.
1.5 Соотношение теории и практики образования
Вопрос о взаимоотношении психолого-педагогической науки и практики образования в разное время решался по-разному. Существую! две полярные точки зрения на соотношение науки и практики. Сторонники одной из них утверждают, что наука как таковая не имеет самостоятельного значения; ее главная задача— дать практические рекомендации, которые можно непосредственно использовать в деятельности. Сторонники противоположной точки зрения абсолютизируют «чистую» науку в виде теоретических построений, не имеющих непосредственного выхода на практику. Примером второй точки зрения может служить достигшая расцвета в средние века схоластика — течение, утверждавшее, что наука может основываться только на умозрительных, логических построениях и игнорировавшее опытное знание и практическую деятельность. Влияние науки на практику В образовании на протяжении всего времени его образования становления и развития существовали две тенденции: тенденция к фундаментализации психолого-педагогического знания, сторонники которой отдавали приоритет науке, и тенденция к технологизации, в рамках которой акцент делался на понимании педагогики как практик ориентированной, а психологии — как экспериментальной науки. В массовом педагогическом сознании психолого-педагогическая наука соответственно отождествлялась либо со сложными теоретическим построениями, либо с искусством, мастерством, которое невозможно «втиснуть» ни в какие рамки научных закономерностей.
Психолого-педагогическая наука, изучая практику образования, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, которые придают практической педагогической деятельности законосообразный характер. Образовательная практика, в свою очередь, служит объектом научного изучения и источником психолого- педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.
Исследователи выделяют два основных способа влияния психолог педагогической науки на совершенствование образовательной практики: прямой и косвенный. Прямое влияние на образовательную практику оказывают исследования, отвечающие на вопрос «как?»: каким образом организовать помощь ребенку в освоении им определенной области знаний, в становлении у него того или иного качества и т.п. Исследования о том, как повысить уровень самой психолого-педагогической науки (методологические исследования) влияют на образовательную практику косвенно, через совершенствование деятельности самих ученых.
Взаимосвязь психолого-педагогической науки и практики образования можно проследить через единство различных видов педагогической деятельности. Все виды педагогической деятельности (научная, воспитательная, преподавание, административная, методическая и др.) имеют общую цель— помощь подрастающим поколениям в освоении ими социокультурного опыта и обеспечение становления в человеке собственно человеческих качеств. Тем не менее научная педагогическая деятельность обладает определенной спецификой по сравнению с практической педагогической деятельностью. Сходство и различие научной и практической педагогической деятельности отражено в табл. 1.
Таблица 1