Объекты и типы связи различных наук
Связь психолого-педагогической науки с другиМИ науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики и психологии с другими науками:
Термины (понятия). Психолого-педагогическая наука широко использует термины, заимствованные из других наук («бытие», «неравновесная система», «функция» и др.). При этом заимствованные термины нередко приобретают новый смысл. В то же время и сама психолого-педагогическая наука обогащает категориальные системы других наук.
Закономерности. Примером творческого использования психолог педагогической наукой открытых другими науками закономерностей может служить применение в ней философских положений о закономерной связи теории и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономерностях развития систем и т.п.
Концепции. В своих научных построениях психолого-педагогическая наука часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции (так, философская концепция, известная под названием «необихевиоризм», послужила основой для разработки теории управления педагогическим процессом), либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических исследованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика).
Модели. Разработанные в рамках других наук модели часто служат основой при моделировании явлений и процессов в образовании. Например, структурно-функциональная модель может послужить основой при моделировании и конструировании образовательных систем разного уровня.
Эмпирические данные. Данные социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных проблем образования, например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения.
Критерии. Критерий (греч. kriterion— средство для суждения)— признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогическая наука пользуется критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев является оригинальными, часть — заимствованными из философии, социологии, теории управления и др. наук.
Методы. Психолого-педагогическая наука широко использует методы исследования, применяемые в других науках — социологии, физиологии и др. Тот факт, что практически любой метод теоретического или эмпирического исследования может при условии его обязательной корректировки найти применение в психолого-педагогическом исследовании, объясняется тем, что в условиях сближения наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными.
Можно выделить несколько типов связей педагогики и психологии с другими науками.
Заимствование. Заимствоваться психологией и педагогикой из других наук могут термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствование не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, поскольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются психолого-педагогической наукой.
Взаимовлияние. Этот тип связей, в отличие от предыдущего «однонаправленного», носит двусторонний характер. Примером могут служить отношения между педагогикой и философией. Не только педагогика широко использует достижения философии, но и философия пользуется научными достижениями в области педагогики— в тех случаях, когда использует для обобщения выявленные в психолого-педагогических исследованиях закономерности.
Взаимодействие. Такой тип связей характерен для комплексных исследований, при проведении которых каждая наука рассматривает определенный аспект какого-либо образовательного объекта, явления, процесса, относительно которого нужно получить новое знание. Психолого-педагогическая наука в таких исследованиях выступает в роли объединяющего начала: задает цели и направление научного поиска, формулирует обобщающие выводы.
Взаимопроникновение. Подобные связи между психологий, педагогикой и другими науками возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции и парадигмы, возникают новые отрасли в рамках другой науки. Взаимопроникновение характерно, например, для отношений с философией. Каждое психолого-педагогическое исследование опирается на определенную философскую систему или концепцию. В то же время педагогические и психологические идеи органично «вплетены» практически во все философские концепции.
Комплементарность. Такой тип связей часто возникает между педагогикой и психологией, внутри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. Термин «комплементарность» обычно переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.
Интегративные. Под интеграцией (от лат. integratio — восстановление, восполнение) понимают связывание отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегративных связей между философией и педагогикой, например, является философия образования— научно-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит философский способ познания педагогической действительности. Примером результата интегративных связей может служить и упоминавшаяся ранее психопедагогика. Интегративные связи между педагогикой и другими науками прослеживаются во многих педагогических исследованиях, особенно выполненных на методологическом уровне.
1.4 Роль педагогики и психологии в исследовании образования