Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует педагог дополнительного образования по здоровьесбережению, имеющий медицинское образование. Педагог-психолог и учитель-логопед выявляют обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Педагог-психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-валеологического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации педагог-психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-педагогической медико-социальной помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Программа психолого-педагогического медико-социального изучения ребенка:
Изучение ребенка | Содержание работы | Где и кем выполняется работа |
Медицинское | Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов. | Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т. д. (учитель начальных классов). Обследование ребенка (медицинский работник). Беседа с родителями (педагог дополнительного образования по здоровьесбережению). |
Психолого–логопедическое | Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности Моторика; речь. | Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель начальных классов). Специальное обследование (педагог-психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель начальных классов). Специальный эксперимент (учитель-логопед) |
Социально–педагогическое | Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка. | Посещение семьи ребенка (учитель начальных классов, социальный педагог). Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог-психолог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель начальных классов). Беседа с родителями и учителями- предметниками (учитель начальных классов). Специальный эксперимент (педагог-психолог). Анкета для родителей. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности (педагог дополнительного образования по здоровьесбережению). |
Циклограмма мероприятий:
№ пп | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Партнеры | Ресурсы |
1. | Диагностическое обследование младших школьников. Направление на муниципальную ПМПК с целью выявления образовательных потребностей. | Август-сентябрь | Кл. руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, зам. директора по УВР | Родители | Согласие родителей |
2. | Разработка индивидуального маршрута развития или плана сопровождения ребенка с учетом рекомендаций муниципальной ПМПК | Сентябрь, в течение года | Специалисты ПМСПК, зам. директора по УВР, педагоги | Специалисты муницип. ПМПК, родители, педагоги | Согласие родителей |
3. | Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-социально-педагогической помощи учащимся | в течение года | Зам. директора по УВР, специалисты (приглашенные из других учреждений) | Родители, учителя, специалисты | Договор о сотрудничестве с учреждениями, имеющими лицензию на оказание специальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ |
4. | Промежуточная диагностика динамики развития учащихся | Каждую четверть | Специалисты, педагоги | Наличие КИМов | ООП НОО |
5. | Профилактические мероприятия по предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок учащихся | в течение года | Специалисты, учитель | Родители | Наличие нормативных документов |
6. | Итоговая диагностика учащихся | в конце года | Зам.директора по УВР, педагоги, специалисты | Наличие КИМов |