Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует педагог дополнительного образования по здоровьесбережению, имеющий медицинское образование. Педагог-психолог и учитель-логопед выявляют обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Педагог-психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-валеологического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.

Эти рекомендации педагог-психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-педагогической медико-социальной помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Программа психолого-педагогического медико-социального изучения ребенка:

Изучение ребенка Содержание работы Где и кем выполняется работа
    Медицинское Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов. Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т. д. (учитель начальных классов). Обследование ребенка (медицинский работник). Беседа с родителями (педагог дополнительного образования по здоровьесбережению).
    Психолого–логопедическое Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности Моторика; речь. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель начальных классов). Специальное обследование (педагог-психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель начальных классов). Специальный эксперимент (учитель-логопед)
  Социально–педагогическое Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.     Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.   Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка. Посещение семьи ребенка (учитель начальных классов, социальный педагог).   Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог-психолог).   Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель начальных классов).   Беседа с родителями и учителями- предметниками (учитель начальных классов).     Специальный эксперимент (педагог-психолог).     Анкета для родителей. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности (педагог дополнительного образования по здоровьесбережению).


Циклограмма мероприятий:

№ пп Мероприятия Сроки Ответственный Партнеры Ресурсы  
1. Диагностическое обследование младших школьников. Направление на муниципальную ПМПК с целью выявления образовательных потребностей. Август-сентябрь   Кл. руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, зам. директора по УВР Родители Согласие родителей
2. Разработка индивидуального маршрута развития или плана сопровождения ребенка с учетом рекомендаций муниципальной ПМПК Сентябрь, в течение года Специалисты ПМСПК, зам. директора по УВР, педагоги Специалисты муницип. ПМПК, родители, педагоги Согласие родителей  
3. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-социально-педагогической помощи учащимся в течение года   Зам. директора по УВР, специалисты (приглашенные из других учреждений) Родители, учителя, специалисты   Договор о сотрудничестве с учреждениями, имеющими лицензию на оказание специальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
4. Промежуточная диагностика динамики развития учащихся Каждую четверть Специалисты, педагоги Наличие КИМов ООП НОО
5. Профилактические мероприятия по предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок учащихся в течение года Специалисты, учитель Родители Наличие нормативных документов
6. Итоговая диагностика учащихся в конце года Зам.директора по УВР, педагоги, специалисты   Наличие КИМов

Наши рекомендации