Даны слова, называющие действия: варит; вяжет; ведет.
4. Упражнение в образовании слов с помощью приставок. Задание третьего василька.
«К началу слова, называющему действие, добавь звук [в]; слог вы. Как изменилось слово?»
бежал — вбежал — выбежал
лез — влез — вылез
летел — влетел — вылетел
нес — внес — вынес
ехал — въехал — выехал
Звуко-слоговой анализ. Задание четвертого василька.
Выставлены картинки: ромашка, василек, колокольчик, лимон, апельсин, киви.
— Назовите предметы, изображенные на картинках. Назовите слово со звуком [в], [вь]. Составьте слоговую схему слова. Найдите слог со звуком [в] или [вь]. Обозначьте его звуки фишками.
Знакомство со сложными словами. Задание пятого василька.
Работа по пособию (с. 48).
— Вы умеете складывать числа? Слова тоже можно складывать.
Машины перевозят грузы. Для некоторых грузов человек создал специальные машины. Рассмотрите картинку. Молоко везет машина. Это машина с большим баком. Но как ее назвать? Сложили два слова: молоко и возит. Получилось слово молоковоз.
Сложите два слова:
рыбу возит — ... хлеб возит — ...
воду возит — ... лес возит — ... .
панели возит — ...
Итог занятия.
— Собрал волк васильки, принес волшебнице. Волшебница сплела из них венок, надела волку на голову.
Каким стал волк? Назовите слова на звуки [в], [вь].
ЗАНЯТИЕ № 33
Тема: Буквы В, в.
Цель: закрепить звуки [в], [вь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу, чтению слогов, односложных и двусложных слов; познакомить с написанием большой буквы в именах людей; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: схемы, индивидуальные предметные картинки, кассы, карандаши, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Задание рассчитано на каждого ребенка (12 слов).
— Из каких двух слов образовано слово молоковоз (водовоз, лесовоз, рыбовоз, панелевоз, бензовоз)?
Сложите два слова. Какое сложное слово получится?
воду возит рыбу возит панели возит
хлеб возит лес возит бензин возит
Повторение.
а) Характеристика звуков [в], [вь].
б) Выделение звуков [в], [вь] из состава слова.
У детей индивидуальные предметные картинки. Дети работают самостоятельно: называют слово, выделяют звук [в] или [вь] и определяют его место в слове на схеме.
Знакомство с буквами В, в (с. 49).
— Какой сказочный герой нарисован в рамке в верхнем левом углу страницы? Он любитель меда и сочинитель Шумелок и Вопилок. Его имя начинается со звука [вь].
Посмотрите на буквы В в в голубой рамочке. Буквы похожи? Чем отличаются? Сколько элементов у буквы В? Какие это элементы? Прочитайте буквы. Посмотрите, в правом верхнем углу построена буква В с помощью пальцев рук. Постройте букву В. На что похожа буква В? (Варежки, очки, телефонная трубка,...)
Работа с кассой букв.
а) Определение места буквы В, в в настенной и индивидуальных кассах.
б) Звуко-буквенный анализ прямых слогов:
Дружат гласная с согласной,
Образуя вместе слог.
— Послушайте слог: вввааа. Какой первый звук? Какой второй звук?
Составьте слог ва. Дополните его до целого слова.
Дети называют слова, начинающиеся со слога ва.
«Превратите» слог ва в слог во. Дополните его до целого слова.
Аналогичная работа проводится со слогами ву, вы, ви.
Физминутка.
«Медвежата» (см. занятие 23).
Чтение по пособию.
а) Чтение слогов.
— Винни-Пух пошел по дорожке, читая слоги. Около каждого слога он встречался с кем-нибудь из животных.
Дети читают слог, называют тех, кого встретил Винни-Пух.
б) Чтение слов.
Дети читают слово, выделяя ударный гласный. Объясняют значение слова, составляют предложение с этим словом. Логопед обращает внимание на написание большой буквы В имени.
в) «Слово спряталось» (с. 50).
— Зачеркните одинаковые буквы. Прочитайте слово из оставшихся букв.
7. Звуко-буквенный анализ.
а) Решение кроссворда.
— Рассмотрите звуко-буквенный домик. Буква В показывает, на каком этаже живет сова, волк, на каком этаже пьют квас.
Дети произносят слово, выделяют звук [В] и определяют этаж.
б) Ребусы: ворота, вышка, имя мальчика («Как зовут мальчика?»)
Итог занятия.
— Какую букву мы сегодня изучали? В каком домике она живет? Почему?
ЗАНЯТИЕ №34
Тема: Буквы В, в (закрепление).
Цель: закрепить звуки [в], [вь]; формировать навык письма букв В в, слогов с ними; уточнить употребление предлога в; обучать составлению предложения по схеме и объединению предложений в рассказ, составлению схемы предложения с предлогом е.
Оборудование: конверты, цепочки, шнурки, тетради, ручки, индивидуальные сюжетные картинки, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Почта».
Дети берут конверт с наклеенной начальной буквой своего имени. В конверте слоги: ва, во, ву, ви, вы. Ребенок читает слог и дополняет его до целого слова.
Письмо.
а) Графический анализ букв.
б) Построение буквы с помощью цепочки, шнурка.
в) Письмо букв В в.
г) Письмо прямых слогов.
Предлог в (с. 51).
а) — Посмотрите, на картине в левом верхнем углу нарисована бочка. А в бочку спрятался гном. Этот гном любит прятаться в бочку, в корзину, в коробку и сидеть в бочке, в корзине, в коробке. Его зовут В. Почему его так зовут?
У Юпика антенны изогнулись вопросительными знаками. Он не понимает, зачем нужно это маленькое слово в. Маленькое слово в употребляют тогда, когда предмет движется, прячется внутрь чего-либо: идет в школу, в аптеку; прячется в бочку, в корзину.
Маленькое слово в называют и тогда, когда предмет находится внутри чего-либо: сидит в бочке, в машине.
б) «Заяц в городе».
— Приехал заяц в город, увидел разные виды транспорта, которым пользуются люди, чтобы быстрее передвигаться по городу. Назовите виды городского пассажирского транспорта. Куда сел заяц? (В троллейбус, в автобус, в трамвай.)
Посмотрите на картинки. Куда приехал заяц? (В цирк, в театр, в библиотеку.)
Где побывал заяц? (В цирке, в театре, в библиотеке.)