Аналогично разбираются слова лиса, лисенок. Слоговые схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах.
Итог занятия.
— Определите, сколько слогов в названии вашей фамилии.
ЗАНЯТИЕ № 25
Тема: Слог.
Цель: закрепление умения делить слова на слоги; дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков; научить составлению слоговых схем.
Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением овощей, монеты, мяч, схемы, кассы букв, перфокарты, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание «Назвать первый слог в слове». Логопед поднимает картинку, ребенок называет только первый слог.
2.Повторение.
— Из чего складываются слова? Назовите слово, состоящее из одного слога (из двух слогов, из трех слогов.)
3. Упражнение в слоговом анализе.
а) — Вчера Юпик, опускаясь на землю, приземлился в саду. Встретил его садовод. Кто это такой?
Показал садовод ему свой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
— Юпик задумался. Что за чудо-овощи росли на грядках? У садовода перемешались семена, вот и получились такие чудеса. Названия овощей рассыпались на слоги и смешались друг с другом. Прислушайтесь к названиям чудо- овощей и скажите, какие овощи хотел вырастить садовод.
Дети называют слова, логопед на доске выставляет картинки с изображением овощей. Затем дети упражняются в определении количества слогов. Можно использовать игру «Магазин» — дети выбирают монету в один (два, три) рубля и «покупают» овощи с соответствующим количеством слогов.
б) — Побывал Юпик и в саду. Увидел разные фрукты. Отгадайте, какие?
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги надо так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед мячом отстукивает слоги, бросает мяч ребенку, отгадавшему слово. Назвав слово, ребенок возвращает мяч логопеду. Слоги: ши-гру; мон-ли; ва-сли; бло-я-ко; ман-рин-да; пель-а-син ....
в) — Пошел Юпик в лес. Чтобы попасть туда, надо составить дорожку, но не простую, а слоговую дорожку, используя картинки.
У детей предметные картинки: лиса; сапоги; гитара; радуга; газеты; тыква; валенки; кирпичи; Чиполлино; нота; тарелка; капуста.
— Первое слово лиса. Следующее слово начинается с последнего слога слова лиса. С какого слога начинается следующее слово? Какое это слово? и т. д.
Откройте книгу на с. 40, рассмотрите, что Юпик там увидел? Кого он там увидел?
Юпик все слова зашифровал тремя слоговыми схемами. Узнайте, какие слова зашифрованы в каждой схеме. Проведите «дорожки» от картинок к схемам слов.
Физминутка.
а) См. предыдущее занятие.
б) Пальчиковая гимнастика.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Про грибы
Раз, два , три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот Нальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
б. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков (с. 40).
— Встретил Юпик в лесу детей. Вспомните, как их зовут.
Дети делят имена детей на слоги, читают слоговые схемы, называют гласный звук в каждом слоге. Соотносят количество гласных с количеством слогов.
Логопед делает вывод: В каждом слоге обязательно есть гласный звук, он образует слог. Слог даже может состоять из одного гласного звука (И-ра). Но чаще гласный звук дружит с согласными (Во-ва). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
6. Упражнение в составлении слоговых схем, слов «У кого что?»
— У Вовы в корзинке грибы. Составьте слоговую схему слова грибы. В каждом слоге обозначьте буквой гласный звук.
Дети работают с индивидуальными схемами или в тетрадях.
У Наташи мак
У Иры малина.
Итог занятия.
— Напишите, какие гласные образовали каждый слог в слове.
Дети вписывают (или вставляют) буквы в перфокарты.
ЗАНЯТИЕ № 26
Тема:Ударение.
Цель:дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.
Оборудование: картинки, схемы, тетради, ручки, предметы посуды, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
Задание: выделить последний слог в слове.
Логопед показывает картинки, ребенок называет слог.
Знакомство с ударением.
а) Загадка:
Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут.
Им кричат: «Куда? Куда?»
Ну а кто-то громко плачет
От досады и стыда.
— Кто громко плачет? Почему?
б) Работа по пособию (с. 41).
Мы видим — из темного бора
Идет-ковыляет Федора.
Она тихо-тихо идет —
Посуду Федора зовет.
— Поможем Федоре ее позвать. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше?
Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] — ударный звук. Позовем чайник: чааайник. Какой слог звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук.
Аналогично анализируются остальные слова: ножи, ложка, ведро, чашка, корыто, самовар, сито.
Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается черточкой над гласной буквой.
3. Работа со слоговой схемой.
а) — Ударение, как невидимый молоточек, ударяет по слову.
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром ...
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.
А. Шибаев
б) — Юпик услышал Федору, взял молоточек и решил поставить ударение в слове вилка. Ударил молоточком. Рассмотрите схему. На какой слог упало ударение? На какую гласную? Проверим, правильно ли Юпик поставил ударение. Произнесем слово с ударением.
Дети упражняются в постановке ударения в слове и обозначении его на схеме слова стакан.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика
Варись, кашка, в голубой чашке,
Варись побыстрей, булькай веселей.