Закрепление гласных звуков и букв по пособию (с. 38)
а) Кто поет эту песенку?
Если я чешу в затылке —
Не беда!
В голове моей опилки —
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но шумелки и вопилки
(А также кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
Иногда! Да!
(Винни-Пух)
Дети открывают книги. Находят Винни-Пуха.
— Какая любимая еда у Винни-Пуха? В нижнем правом углу страницы бочка меда. Но до нее Винни-Пуху надо добраться. Отправимся в путь вместе с Винни-Пухом,
б) Хорошо живет на свете Винни-Пух!
Оттого поет он эти песни вслух!
— Пройдем с Винни-Пухом по кирпичной дорожке и пропоем гласные звуки.
Физминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, Головой своей кружили Вот так, вот так. | Вращение головой в одну сторону, затем в другую. |
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали Вот так, вот так. | Наклоны в сторону. |
Вперевалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так. | Ходьба на месте на внешней стороне стопы. Наклоны вперед. |
А потом они плясали, Выше лапы поднимали Вот так, вот так. | Поднимание ног, согнутых в коленях. |
в) Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам — парам, тарам — парам —
На то оно и утро!
— Пришел Винни-Пух к друзьям. Они ждут его на балконе. Скажите, кто его друзья? (Рысь, волк, паук, лиса.)
Сколько этажей в доме? Каждый из друзей занимает свой этаж. Надо отгадать, кто на каком этаже живет. Помогут нам гласные звуки, они горят в слове красным огоньком.
Дети определяют количество звуков в слове, место гласных и подбирают этаж для слова.
г) — Погостил Винни-Пух у друзей и отправился дальше в путь. Кто встретился ему на пути?
Но вдруг пошел дождь, но не простой, а буквенный.
Падают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
На каждой капле дождя
Буква гласная.
Вот бы узнать,
Где им в слове стоять?
Дети произносят слово (кот, жук, тигр, эму, рыба), выделяют гласные звуки и обозначают их в схеме буквами.
Пальчиковые упражнения. Построение гласных букв с помощью пальцев рук.
д) Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду опять и опять
Меня окружают загадки.
— Гласные буквы спрятались в траву, и видны только половинки букв. Какие это буквы?
Вот и добрался Винни-Пух до бочки с медом и радостно запел.
Хорошо быть медведем, ура!
Победю я и жару, и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос.
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапы в меду!
— Винни-Пух считает, что ничего нет слаще меда. Но люди говорят, что красивая речь слаще меда.
5. Итог занятия.
— Что вы знаете о гласных звуках? Раскройте все «секреты» гласных звуков.
ЗАНЯТИЕ №24
Тема: Слог.
Цель:дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ.
Оборудование: предметные картинки, карандаши, три обруча, кубики, игрушки, схемы, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
Задание: Выделить гласный звук в слове. "У детей предметные картинки (мак, кит, стол, ...). Дети называют предмет, выделяют гласный звук.
Знакомство со слоговым составом слова.
а) « Доскажи Словечко ».
Папа, мама, брат и я —
Вместе дружная ... (семья).
— Однажды папа и дети поехали на лодке за грибами.
Дети открывают альбомы. Рассматривают картинки (с. 39).
— Сколько детей в семье? Мальчика зовут Вова, а девочек — Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Папа зовет детей, произносит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у него разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.
б)— Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовем каждого.
Дети хором произносят имена детей группы по слогам.
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом —
Получаются слова:
Ты- и -ква-, а вместе тыква,
Со- и -ва — итак, сова.
В. Берестов.
Слоговый анализ.
а) — Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог; «укладываю» слово на ладошку.
па-па
ре-бя-та
лес
— Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.
4. Физминутка.
Только в лес зашли, Появились комары. Руки вверх — хлопок над головой, Руки вниз — хлопок другой. | Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки. |
Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. | Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо. |
Вдруг мы видим у куста — Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем. | Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх. |
б) «Дятел — телеграфист» (с. 39).
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!
Раздается чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
— На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Желуди, шишки, пень, березу, елку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий.
в) Игра «Куда пойдет слово?»
В разных местах групповой комнаты три обруча. В каждом разное количество кубиков (один, два, три). У каждого ребенка игрушка. Ребенок должен разделить слово — название игрушки на слоги, определить количество слогов и занять тот «обруч — домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в слове.
г) «Дружная семья».
— Посмотрите на картинки внизу страницы (с. 39). У животных тоже бывает семья. Чья это семья? (Лисья, кошачья.) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детеныша?
Сколько слогов в слове лис? Обозначим слог одной короткой линией:——.