Знакомство с многозначностью слова кисти.
— Заглянул Юпик в третий класс. Учитель дал задание детям: «Нарисуйте кисти». Посмотрите, какие рисунки нарисовали дети. Почему рисунки разные?
Логопед делает вывод: у слова может быть несколько значений. Для закрепления понятия о многозначности слова используется стихотворение Петрищева «Шишка».
Бросил палку кверху Мишка:
— Падай в шапку с ели, шишка! —
Шишка хлоп по голове —
Сразу шишек стало две.
Итог занятия.
Дети по контурным картинкам называют предмет, выделяют звук [и] из состава слова и получают картинку для раскрашивания.
ЗАНЯТИЕ № 17
Тема: Буквы И, и.
Цель: закрепить звук [и], познакомить детей с графическим обозначением звука [и]; учить соотносить звук и букву; обучать интонационному чтению; формировать
навык звуко-буквенного анализа слов; упражнять в составлении и чтении предложений по схеме с союзом и; учить объединять предложения в рассказ; развивать голос, зрительное восприятие, мелкую моторику. Оборудование: картинки «Чьи уши?», счетные палочки, кассы букв, тетради, ручки, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Задание «Чьи уши?» Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.
2. Знакомство с буквами. Загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Дети открывают книгу на с. 30. Рассматривают картинку в левом верхнем углу.
Логопед читает стишок:
Иголка встала на носок
И нитку попросила:
—Ты, Нитка, хвостик изогни,
И мы построим букву И.
Дети рассматривают буквы Ии в верхней части страницы.
— Сколько элементов у буквы И? Какие элементы? Чем похожи эти буквы? Чем они отличаются?
Дети строят букву И из пальцев рук, затем из счетных палочек. Логопед заостряет внимание на расположении наклонной палочки.
—Иголочки-подружки
Вставили носики в ушки.
Внимательно посмотри,
Сколько здесь букв Я?
Работа с кассой букв.
Дети находят место букв в кассах, составляют и читают ряды букв:
у а о и
а о и у
и о у а
Печатание букв И ив тетрадях.
Заселение» буквы И в «Домик букв».
Звуко-буквенный анализ.
— Посмотрите, буква И поселилась в трехэтажном доме. Она поможет нам определить, на каком этаже живут предметы, нарисованные рядом с домиком. Назовите их (Ива, гуси, кит.)
Дети считают, сколько звуков в слове, находят место звука [и] в слове, соотносят со звуко- буквенной схемой и определяют соответствующий этаж.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
б) Дети проговаривают стихотворения «Аист», «Утки стайкою летели...» с имитацией движений (см. занятие «Звук [у]», «Буква А»).
Чтение по пособию.
а) чтение ряда букв с изменением силы голоса;
б) интонационное чтение.
Работа над предложением (с. 31).
а) «Маленькое слово И».
— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? Назовите третье слово. И — маленькое, но очень нужное слово. Оно соединяет слова в предложении.
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос Кто это?, составляют предложение «Это тигр и крокодил». Затем читают его по схеме.
— Слово И в этом предложении соединяет слова, называющие предметы.
б) Дети составляют предложения по каждой паре картинок.
Логопед обращает внимание на маленькое слово И, которое помогает соединить в предложении слова, называющие действия.
Дети объединяют предложения в рассказ: «Игорь взял лейку и полил цветы. Потом срезал цветы и поставил их в вазу».
Итог занятия.
—С какой буквой мы познакомились?
—Встаньте парами и постройте букву Я.
ЗАНЯТИЕ №18
Тема: Звук [э].
Цель: уточнить артикуляцию звука [э]; учить выделять звук [э] из состава слова; обучать звуковому анализу; упражнять в образовании сложных слов; развивать артикуляционную моторику, голос.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, символ звука, схемы, предметные картинки, цифры, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Задание «Выделить гласный звук в слове».
мост лист крот гриб
парк плот слух глаз
труд брать пруд слон
Артикуляционная гимнастика.
Чередование движений губ: «Улыбка» — «Трубочка» — «Хоботок». «Окошечко» — «Заборчик» — «Трубочка». Беззвучное артикулирование ряда гласных по звуковой дорожке.
3. Знакомство со звуком [э].
а) Загадка.
Никто его не видывал,
А слышать — всякий слыхивал.
Вез тела — а живет оно,
Без языка — кричит.
Эхо