Отвечая на вопрос «Кто приснился Тимошке?», дети упражняются в употреблении предлога о.

— Кто приснился Тимошке? (Мышата, котята, лягу­шата, ребята.) О ком Тимошкины сны? (О мышатах,...)

Логопед на доске составляет схему предложения « Тимошка ви­дел сон о мышатах» и делает вывод: О — маленькое слово (пред­лог), стоит отдельно от других слов.

б) — Рассмотрите картинки (с. 27). Что делают дети? Какие внимательные дети. Они заботятся о животных. Посмотрите на схему предложения. Сколько слов в пред­ложении? Какое маленькое слово (предлог) в предложении? Составьте предложение по первой картинке. О ком заботит­ся девочка?

Дети составляют предложение с предлогом о по схеме. Произ­носят его, показывая на схеме каждое слово. Аналогично составля­ют и прочитывают по схеме другие предложения.

Итог занятия.

— С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали?

ЗАНЯТИЕ № 15

Тема: Звук [и].

Цель: уточнить произношение звука [и]; учить интониро­вать звук [и]; развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику, голос; учить выделять звук из со­става слова, дать понятие о родственных словах.

Оборудование: зеркала, картинка с изображением девочки, альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

— Назовите гласный звук в слове:

дуб жук лось стол

мак сом луч стул

дом сад шар рак

— Какие звуки вы называли?

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка».

«Трубочка».

«Окошечко».

Чередование: «Улыбка» — «Трубочка» — «Окошечко».

3. Знакомство со звуком [и].

а) — Один раз в году у каждого из нас бывает день рожде­ния. Вы любите этот день?

Логопед демонстрирует картинку с изображением девочки.

— Это Ира. В свой день рождения она пригласила Юпика в парк покататься на любимой лошадке Искорке. Увидев их, Искорка радостно заржала: «И-и-и!»

Юпику очень понравился этот звук. Он растянул губы в улыбку и тоже произнес: «И-и-и».

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка лежит за нижними зубами.

б) Дети, наблюдая за артикуляцией в зеркале, произносят звук [и] хором и индивидуально.

в) Анализ артикуляции звука [и].

Дети по схеме анализируют звук [и], делают вывод, что звук [и] гласный, обозначают его фишкой.

4. Закрепление звука [и] по пособию (с. 28).

— Вот Искорка. Покажите, как она ржет. Посмотрите на гу­бы: они растянуты в улыбке, потому что произносят звук [и].

Юпик показывает красную фишку. Почему? Посмотри­те, как на фишке изображено положение губ при произно­шении звука [и]. Произнесем протяжно звук [и]. Сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произно­сить все тише и тише.

Развитие фонематического слуха.

а) «Покажи фишку».

— выделение звука [и] из ряда гласных: у, и, о, а, и, о, и, у, а, о, и;

—выделение звука [и] из ряда слогов: он, ах, им, по, ей, ли, та, си;

—выделение звука [и] из состава слова: Аня, Игорь, Оля, Дима, Даша, Вика.

б) — Этих ребят Ира пригласила на день рождения. Они пришли с подарками. Посмотрите, что подарили Ире (с. 28). Назовите подарки, выделяя голосом звук [и] (куби­ки, мозаика, мишка, книга, Винни-Пух, пирамидка).

в) — Пирамидка, мишка, мозаика нужны для игры. Это иг­рушки. Ими играют. Этот мишка — игрушечный. Игра­ют дети в игровой комнате. В игровой комнате много иг­рающих детей.

Слово «игра» — словно корень

Разрастаться стало вскоре.

Это слово принесло

Много-много новых слов

Эти слова называются родственные. Какие родственные слова у слова игра!

г) — Какой подарок понравился Ире больше других? (с. 28)
Эта книга называется «Винни-Пух и все, все, все ...». Ира открыла книгу и увидела всех друзей Винни-Пуха. Назови­те их. А теперь назовите только тех, в имени которых есть звук [и].

6. Физминутка.

а) Ванька-встанька Ванька-встанька. Приседай-ка. Приседай-ка. Дети приседают и встают.
Непослушный ты какой — Нам не справиться с тобой. Дети грозят пальцем правой, а затем левой руки.

б) Пальчиковая гимнастика. «День рождения»

На свой день рожденья Позвал я ребят. Пять (шесть) маленьких свечек На торте горят. Пальцы руки разведены и ла­донь вверх.
Я дунул — погасла одна. Я дунул — погасла вторая. И т. д. Ура! Мне исполнилось пять (шесть)! Дети поочередно дуют на пальцы и загибают их.

7. Звуковой анализ слов: индюк, мишка, кегли.

— Юпик подарил Ире индюка, мишку, кегли. Рассмот­рите картинки. Определите место звука [и] в словах.

Наши рекомендации