Отвечая на вопрос «Кто приснился Тимошке?», дети упражняются в употреблении предлога о.
— Кто приснился Тимошке? (Мышата, котята, лягушата, ребята.) О ком Тимошкины сны? (О мышатах,...)
Логопед на доске составляет схему предложения « Тимошка видел сон о мышатах» и делает вывод: О — маленькое слово (предлог), стоит отдельно от других слов.
б) — Рассмотрите картинки (с. 27). Что делают дети? Какие внимательные дети. Они заботятся о животных. Посмотрите на схему предложения. Сколько слов в предложении? Какое маленькое слово (предлог) в предложении? Составьте предложение по первой картинке. О ком заботится девочка?
Дети составляют предложение с предлогом о по схеме. Произносят его, показывая на схеме каждое слово. Аналогично составляют и прочитывают по схеме другие предложения.
Итог занятия.
— С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали?
ЗАНЯТИЕ № 15
Тема: Звук [и].
Цель: уточнить произношение звука [и]; учить интонировать звук [и]; развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику, голос; учить выделять звук из состава слова, дать понятие о родственных словах.
Оборудование: зеркала, картинка с изображением девочки, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
— Назовите гласный звук в слове:
дуб жук лось стол
мак сом луч стул
дом сад шар рак
— Какие звуки вы называли?
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка».
«Трубочка».
«Окошечко».
Чередование: «Улыбка» — «Трубочка» — «Окошечко».
3. Знакомство со звуком [и].
а) — Один раз в году у каждого из нас бывает день рождения. Вы любите этот день?
Логопед демонстрирует картинку с изображением девочки.
— Это Ира. В свой день рождения она пригласила Юпика в парк покататься на любимой лошадке Искорке. Увидев их, Искорка радостно заржала: «И-и-и!»
Юпику очень понравился этот звук. Он растянул губы в улыбку и тоже произнес: «И-и-и».
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка лежит за нижними зубами.
б) Дети, наблюдая за артикуляцией в зеркале, произносят звук [и] хором и индивидуально.
в) Анализ артикуляции звука [и].
Дети по схеме анализируют звук [и], делают вывод, что звук [и] гласный, обозначают его фишкой.
4. Закрепление звука [и] по пособию (с. 28).
— Вот Искорка. Покажите, как она ржет. Посмотрите на губы: они растянуты в улыбке, потому что произносят звук [и].
Юпик показывает красную фишку. Почему? Посмотрите, как на фишке изображено положение губ при произношении звука [и]. Произнесем протяжно звук [и]. Сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произносить все тише и тише.
Развитие фонематического слуха.
а) «Покажи фишку».
— выделение звука [и] из ряда гласных: у, и, о, а, и, о, и, у, а, о, и;
—выделение звука [и] из ряда слогов: он, ах, им, по, ей, ли, та, си;
—выделение звука [и] из состава слова: Аня, Игорь, Оля, Дима, Даша, Вика.
б) — Этих ребят Ира пригласила на день рождения. Они пришли с подарками. Посмотрите, что подарили Ире (с. 28). Назовите подарки, выделяя голосом звук [и] (кубики, мозаика, мишка, книга, Винни-Пух, пирамидка).
в) — Пирамидка, мишка, мозаика нужны для игры. Это игрушки. Ими играют. Этот мишка — игрушечный. Играют дети в игровой комнате. В игровой комнате много играющих детей.
Слово «игра» — словно корень
Разрастаться стало вскоре.
Это слово принесло
Много-много новых слов
Эти слова называются родственные. Какие родственные слова у слова игра!
г) — Какой подарок понравился Ире больше других? (с. 28)
Эта книга называется «Винни-Пух и все, все, все ...». Ира открыла книгу и увидела всех друзей Винни-Пуха. Назовите их. А теперь назовите только тех, в имени которых есть звук [и].
6. Физминутка.
а) Ванька-встанька Ванька-встанька. Приседай-ка. Приседай-ка. | Дети приседают и встают. |
Непослушный ты какой — Нам не справиться с тобой. | Дети грозят пальцем правой, а затем левой руки. |
б) Пальчиковая гимнастика. «День рождения»
На свой день рожденья Позвал я ребят. Пять (шесть) маленьких свечек На торте горят. | Пальцы руки разведены и ладонь вверх. |
Я дунул — погасла одна. Я дунул — погасла вторая. И т. д. Ура! Мне исполнилось пять (шесть)! | Дети поочередно дуют на пальцы и загибают их. |
7. Звуковой анализ слов: индюк, мишка, кегли.
— Юпик подарил Ире индюка, мишку, кегли. Рассмотрите картинки. Определите место звука [и] в словах.